Существует особая дата для тех, кто всерьез интересуется, как в незапамятные времена жители Великой степи и их соседи поддерживали между собой связь на расстоянии, вели государственные дела и фиксировали исторические события.
В конце ноября во всех странах тюркского мира (Казахстан, Турция, Азербайджан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Алтайская Республика, Республика Тыва, Республика Хакасия, Республика Саха-Якутия и другие) отмечается День тюркской письменности.
На сегодняшний день порядка 65% слов казахского языка имеют древнетюркские корни, что является гордостью и достоянием всего нашего народа. Тюркское письмо по преимуществу использовала в деловых переписках высшая кочевая знать Центральной Азии в раннем средневековье, а именно в VIII-X веках.
Оно было открыто учеными в конце XIX века, и до настоящего момента продолжает представлять большой интерес для исследователей. Право открытия принадлежит датскому лингвисту-тюркологу и историку, профессору, иностранному члену-корреспонденту Российской Академии наук Вильгельму Томсену. Ученый занимался изучением этого вопроса 20 лет. 130 лет назад – 15 декабря 1893 года — он нашел разгадку: соотнося одни знаки с другими, обратил внимание на расположение букв, что натолкнуло ученого на мысль об их делении на два класса по числу звуков переднего и заднего ряда, характерное для строя тюркских языков. «Тюрк» и «Тенгри» были первыми словами, которые прочитал Вильгельм Томсен. Позже он сумел прочесть весь текст. Выступая на конференции с докладом о своем открытии, лингвист отметил, что расшифрованные им знаки являются самой древней письменностью. С тех пор была начата новая глава в истории тюркологии. В научном обороте эти надписи назывались «руническими». Причина в том, что эти надписи внешне напоминали письмена древних скандинавских народов
Несколько лет назад известный писатель, поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов отметил: «Только глубоко изучив тюркскую письменность, мы сможем реально представить себе историю тюркского этноса».
Этот один из древнейших типов буквенного письма возник в VI-VII веках на территории Центральной Азии. Он лег в основу письменности народов, населявших территории Казахстана, Средней Азии, Повольжья и Закавказья. Здесь в раннем средневековье образовалось государство Тюркский Каганат, границы которого простирались от Китая до Персии (современная Исламская Республика Иран), далее на запад – до границ Византийской империи. Через его территорию проходила торговая артерия, соединявшая Восток и Запад. Речь идет, конечно же, о Великом шелковом пути.
В период наибольшего расширения, пришедшегося на конец VI века, Тюркский каганат контролировал земли Маньчжурии, Монголии, Алтая, Восточного Туркестана, Западного Туркестана (Центральной Азии), а также Крыма и Северного Кавказа. В китайских источниках племена, объединившиеся под его началом, упоминаются как «тюкью», т.е. «тюрк», «тюркуты». А дошедшие до наших времен письменные памятники свидетельствуют о том, что этот народ стремился к политической, экономческой и культурной самостоятельности, независимости.
Самым древним таким памятником ученые называют Бугутскую надпись, датируемую последней четвертью VI века, то есть временем существования Первого Тюркского каганата. Каменную стелу обнаружил в 1956 году археолог Ц. Доржсурэн в долине реки Ханиугол в 10 километрах от поселения Бугут в Монголии (Арахангайский аймак). Она была частью погребального комплекса, относящегося к древне-тюрскому периоду.
На невысокой прямоугольной земляной насыпи был сооружен каменный курган диаметром 10 метров, высотой 7 метров. К юго-востоку от него и располагалась стела, установленная на спине каменной черепахи, которая ко времени раскопок оказалась погруженной в землю.
Общая длина памятника — 1,98 метра, ширина — 0,7 метра, толщина — 0,2 метра. Все его четыре грани покрыты надписями, выполненными на согдийском языке. Этот богатый лингвистическиц материал повествует о событиях первых 30 лет существования Тюркского каганата.
Бугутская надпись открывается словами : «Эту стелу установили тюркские цари из племени Ашина…». Далее упоминаются имена тюркских правителей Буман-кагана, Муган-кагана, Таспар-кагана и Нивар-кагана. Судя по контексту надписи, стела установлена в честь Таспар-кагана, умершего в 581 году, его соправителем и наследником Нивар-каганом. В 572-581 годах он носил титул «малого кагана» и именовался в китайских источниках Эрфу- кэхань, а с восшествием на престол принял тронное имя Ишбара-кагана.
В настоящее время Бугутская надпись в Архангайском музее.
А одни из самых ранних тюрских рунических надписей были обнаружены непосредственно в Казахстане, неподалеку от Тараза. В 1896-1897 годах российский исследователь Средней Азии, востоковед, археолог Василий Каллаур и финский этнограф и археолог, профессор Хельсинкского университета, один из основоположников финно-угорской этнографии Аксель Гейкель зафиксировали пять камней с древнетюркскими надписями.Открытие же древнетюркской письменности приходится на 20-е годы XVIII века. Первые образцы надписей были изданы в труде «Северная и восточная части Европы и Азии». В 1721 году немецкий медик, ботаник, натуралист (его также называли «одним из сподвижников Петра I по исследованию России») Даниэль Готлиб Мессершмидт обнаружил надпись на камне на берегу реки Енисей. Несколько позже, в конце XVIII в., известный путешественник и естествоиспытатель, один из основателей биогеографии и экологии, этнограф, лексикограф, автор первых трудов по истории российского естествознания Петр Паллас опубликовал пять енисейских рунических надписей.
Обойдем солидный временной этап и остановимся на 70-ых годах прошлого века, когда вопрос происхождения древнетюрских рун вновь оказался в центре внимания ученых. Причиной тому стало сенсационное открытие, сделанное экспедицией под руководством Кемаля Акишева, одного из основателей казахстанской национальной археологической школы, во время раскопок кургана Иссык. В частности, речь идет о серебрянной чаше, которая украшена короткой надписью, датированную исследователями VI-IV веками до н.э. Строки горизонтальные строки, идущие справа налево, содержат всего 25 или 26 знаков, из них разных не более 16. Содержание текста до сих пор не расшифровано. Равно как и не расскрыта тайна его происхождения. Как отмечается в одном из источников, в трех знаках этой надписи, отделенной более чем тысячелетним периодом от старейших из известных до сих пор памятников древнетюркской руники, можно найти сходство с руническими графемами. Однако это обстоятельство не позволяет делать каких-либо выводов о связи рассматриваемых письменностей, поскольку их сходство может быть случайным. В настоящее время известно еще несколько надписей, письмо которых родственно иссыкскому или является его продолжением. Первая — трилингва из Дашт-е-Навур на Газнийском плато (Центральный Афганистан, в 100 километрах к юго-западу от Кабула); надпись из Сурх-Котала (Северный Афганистан, II в.); фрагменты надписи на керамике из Халчаяна (Южный Узбекистан, I—III вв.) и из Кафирниган-тепе (40 км к югу от Душанбе, памятник VII в); надписи на глиняных сосудах из Фаяз-тепе (район Термеза, слои I-III вв.). То есть. существует серия памятников неизвестной письменности, обнаруженных на огромной территории от района Алматы (Иссыкский курган) до Центрального Афганистана и объемлющих более чем тысячелетний период.
Древние тюрки свою письменность называли битиг //битик (bitig). Она состоит из 40 символов, основанных на древних символах (графике). В свою очередь, она являлась письменностью на основе «фоно морфемы» (звуковое-смысловое), которая смогла точно обозначить природу и универсальную специфику древнетюркского языка, тем самым объединив многие тюркские диалекты под единым правописанием. Фонологическое строение тюркской надписи отличается отдельными и слоговыми чтениями гласных и согласных звуков.
Древние тюрки свою письменность называли битиг. Она состояла из 40 символов, основанных на древних символах (графике). В свою очередь, она являлась письменностью на основе «фоно морфемы» (звуковое-смысловое), которая смогла точно обозначить природу и универсальную специфику древнетюркского языка, тем самым объединив многие диалекты под единым правописанием. В Тюркском каганате, как и повсеместно, было хорошо развито делопроизводство: издавались указы писались указы, оформлялись печати, совершалось отправка послов, велась официальная переписка. История государства по приказам правителей обычно писалась руническим письмом на бумаге, на мемориальных стеллах (беңгүташ) и на обычных камнях (бітіктас): «Велел построить каменные сооружения и высечь мои мысли на камнях на тысячу лет, на десять тысяч дней…».
Эти письмена по праву явлются свидетельством развитой духовной культуры и одним из величайших наследий мировой цивилизации, распространившейся на всем Евразийском континенте, включая современные Казахстан (реки Иртыш, Талас, Или, Сыр-Дарья, Урал), Монголию, Алтай, Туву, Хакасию, Бурятию и Якутию, Восточный Туркестан, Узбекистан, Северный Кавказ, Восточную Европу.
Подготовила Асель ЖЕТПИСБАЕВА.