Уроки декабря

Наша страна живет в мире и согласии, уверенно смотрит вперед и идет к новым рубежам. Казахстанцы называют себя единой нацией, и каждый из нас понимает, что единство и стабильность, устойчивое социальное и экономическое развитие общества – главные индикаторы и бесценный залог Независимости. А ее символом по праву называют декабрьские события 1986 года.

– Протесты 1986 года продемонстрировали стремление народа к свободе и суверенитету. Героизм участников Декабрьских событий, ставших предвестником Независимости, навсегда вписан в историю нашей государственности, — подчеркивает Глава государства Касым-Жомарт Токаев.

Как известно, поводом для выступления молодежи, верящей в идеалы демократии и свободы слова, послужило сообщение об избрании первым секретарем ЦК Компартии Казахстана Г. Колбина — человека со стороны, не имевшего никакого представления о нашей республике. Это было расценено как недоверие, высказанное казахстанцам руководством страны. Студенчество и рабочая молодежь вышли на улицы городов, чтобы выразить протест против диктата центра. Наш областной центр не стал исключением.

Жаик Саккулаков тогда учился в Джезказганском педагогическом институте. Он находился на хорошем счету – за отличную учебу получал повышенную стипендию, был избран председателем студенческого совета общежития. В его память навсегда врезались события тех дней.

— Тогда мне было 22 года. В ночь с 18 на 19 декабря к нам поступила информация о том, что творится в Алма-Ате, и мы решили поддержать акцию. Подготовили транспаранты, и восемь часов утра вышли на центральную площадь, — рассказал он.

По словам Жаика Куракбаевича, к ним присоединились студенты Джезказганского горно-технологического института. В общей сложности в мирной демонстрации, которая длилась пять-шесть часов, приняли участие порядка 600 юношей и девушек. А затем, рассказывает он, молодежь начали загонять в автобусы. Конечным пунктом назначения стала «красная комната» (в советское время помещение предприятия или учреждения для проведения агитации и политического просвещения – прим. автора) пожарной части, где собрались преподаватели и ветераны.

Кстати, необходимо отметить, что тогда во главу угла наряду с национальным вопросом была поставлена «проблема» распущенности молодежи. «Какое право имели эти хулиганы, большинство которых были под воздействием алкоголя и наркотиков, выступать от имени казахского народа, достигшего больших успехов в экономическом, социальном и культурном развитии именно благодаря мудрой ленинской национальной политики нашей партии, благодаря помощи братских советских народов…», — писал в открытом письме ряд известных личностей.

Но вернемся к событиям 36-летней давности. После профилактических бесед о недопустимости подобного поведения за задержанных взялись сотрудники госбезопасности и органов внутренних дел. Студенты написали не одну объяснительную, затем в январе 1987 года состоялось заседание бюро комитета комсомола, членом которого являлся и Жаик Саккулаков.

— Если в Алма-Ате собрание длилось 28 минут, наша судьба решилась за 18 минут. Этого оказалось достаточно для того, чтобы принять решение об отчислении нас из института. Боясь гнева родителей, стыдясь возвращаться домой, в родные аулы, многие из нас решили устроиться хотя бы разнорабочими. Но вскоре нас выселили из общежития и потребовали до конца дня покинуть город. В сопровождении на «Икарусе» доехал до Жанаарки, где меня уже встречали, чтобы передать с рук на руки родителям. Из документов имел при себе только трудовую книжку, где было отмечено: «Отчислен из института за сознательное участие в выступлении группы студентов против решения V пленума ЦК Компартии Казахстана». Фактически это был «волчий билет», с которым никто не взял бы на работу. Хотелось бы отметить, что в институт я поступил по направлению совхоза. Начались разговоры о том, что отец, бывший коммунистом, неправильно воспитал меня. Более того, на партийном собрании ему, вырастившему 11 детей, был объявлен выговор. А я, испытывая стыд, даже не мог выйти на улицу. И только через полтора-два месяца благодаря знакомому смог устроиться разнорабочим первого разряда в ПМК-1106. Так и работал, пока в 1990 году не восстановился в институте. Реабилитировали меня только в 2001 году, — рассказал он.

История Жаика Саккулакова – одна из сотен. Сложно сказать, как бы в дальнейшем сложилась его судьба, если бы не провозглашение суверенитета Казахстана. В преддверии этого важного исторического события в мае 1990 года политбюро ЦК КПСС признал, что оценка массовых нарушений общественного порядка в Алма-Ате как проявления казахского национализма, была ошибочной. А 12 декабря 1991 года был подписан Указ Президента РК «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 г. в Казахстане». И символично, что именно 16 декабря 1991 года, ровно через пять лет после того, как казахстанская молодежь открыто заявила о своем праве на самоопределение, был принят и вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

Асель ЖЕТПИСБАЕВА