Роль социализации в развитии детей с аутизмом

В настоящее время все чаще родители и специалисты сталкиваются с такой серьезной проблемой, как аутизм, над решением которой многие ученые и исследователи бьются уже долго. Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана особое внимание уделил вопросу создания условий для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями [1].

Аутизм – это психическое расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся, вначале все более жестким игнорированием непосредственного зрительного контакта и общения, а затем, распространяющейся в структурах мозга и тела деградации самых разнообразных процессов функционирования. Деградация неуклонно нарастает от проблем в простых бытовых навыках, как например, проблем туалета, жесткой стереотипизации в еде, до развития агрессии, блокировки развития речи, познавательных способностей. Обычно эти признаки начинают проявляться в возрасте до трех лет

Распространенность аутизма носит глобальный характер. С каждым годом число детей с РАС стремительно растет с геометрической прогрессией. К 2025 году ожидается, что каждый второй ребенок будет рождаться с таким диагнозом. По статистике, если в 2003 году таких детей, по данным психолого-медико-педагогической комиссии, насчитывалось 77 по Казахстану в целом, то в 2015 каждый 88 ребенок страдает аутизмом, а в мире в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. Следуя этой тенденции, в 2018 каждый 55 ребенок рождался с аутизмом. Однако эта статистика некорректна в точности, и детей с этим диагнозом в разы больше, поскольку иногда аутистические расстройства идут под названием других ментальных нарушений, а также потому что многие родители замалчивают наличие аутизма у своих детей, потому что боятся лечения по шизофрении и наличия у них инвалидности [2].

И потому на данный момент решение проблемы аутизма актуально как для специалистов, так и для родителей. Проводится очень много исследований в области аутизма, и уже есть несколько успешных примеров.

Вообще концепция аутизма была сформирована с точки зрения психического дизонтогенеза, т.е. нарушения высших психических функций, как восприятие, внимание, мышление, эмоции, и т.д.

Поскольку у детей при аутизме, в основном, нет анатомических и органических поражений структур мозга и тела, то встает большой вопрос проблемы развития высших психических функций. Почему имеющиеся анатомические структуры не выполняют предназначенных природой функций? Развитие мозга шло путем надстройки новых слоев над более древними, а развитие высших психических функций – новый шаг в центральной нервной системе. У самого Л.С. Выготского в его прижизненно опубликованных работах выражение «высшие психические функции» для обозначения объекта его исследования не встречается никогда [3].

Вместо этого Выготский в своих текстах использовал фразу «высшие психологические функции» и сходные с ней выражения «высшие психологические процессы», «высшиe процессы поведения», «высшие формы поведения», «высшие интеллектуальные функции», «высшие характерологические образования» и т. п. Выготский подчеркивал важность понимания этих явлений именно как «высших психологических»: «Сознание определяет жизнь (образ), но оно само возникает из жизни и образует ее момент: его жизнь определяет жизнь через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни (от динамики) — взяли его как понятие психического, а не психологического, — мы закрыли себе всякий путь к выяснению и объяснению его главнейшего свойства: определять образ жизни и поведения, действовать, влиять». Сформировавшаяся у Человека культура дала толчок развитию этой новой ступени (ссылка на Выготского).

Современное состояние общества ставит перед образовательной системой задачу – создавать условия для успешной жизни ребенка в обществе, а значит успешной социализации ребенка с самых первых шагов его социального опыта. Успешность ребенка в его социальных условиях формируется поэтапно соответственно индивидуальным особенностям. Ощущение своей сопричастности процессам в обществе, уверенность в наличии своего комфортного места в социальной системе – формирование этих позитивных состояний происходит только в случае целенаправленного воспитательного влияния. Процесс развития ребенка не мыслится без личностного развития ребенка, а значит, без усвоения им системы социальных связей, отношений, без включения в них [4].

Социализация детей – важная проблема, поэтому является предметом изучения у психологов и рассматривается в разных психологических школах. Социализация – это процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, ценностей и форм поведения. Синоним слова «социализация» может быть «очеловечивание». Социализация тождественная «окультуриванию» — присвоению социального опыта ребенком черт взаимодействию со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется через некоторое время, возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений.

Целью процесса социализации является перевод человека из его биологического состояния в самостоятельную социальную личность, которая обладает сознанием и, что самое главное, самосознанием. Человек, который прекрасно осознает свою ответственность, свой образ и понимает то, что он отличается от остальных, получает больше возможностей к тому, чтобы сыграть свою важную роль в обществе [5].

Формально социализацию следует понимать как двухэтапный процесс: — Ранняя социализация – это период, который охватывает детство, отрочество и юность человека. Сюда включен возраст от 0 до 18 лет; — Поздняя социализация – молодость, зрелость и старость человека. Возраст, который охватывает этот период – 18-20 лет и до конца жизни человека. Здесь перед ним открывается больше путей для того, чтобы пройти социализацию и освоить новый опыт, поскольку он будет принимать участие в деятельности с совершенно новыми требованиями, которые будут удовлетворять его запросы. Чтобы более подробно ознакомиться с многоаспектностью процесса социализации, следует упомянуть о ее стадиях. Первая стадия – младенчество (0-1 год), где доминирующим окружением ребенка является семья, где он непосредственно получает первый опыт общения с людьми, пусть пока и не до конца сам осознает это. В младшем школьном возрасте (7-11 лет) на ребенка оказывает влияние не только семья: к ней также присоединяются педагоги, ровесники, социальные сообщества и средства массовой информации. Сегодня дети в раннем возрасте начинают познавать особенности интернета и других СМИ, что влияет на их психику и становление мировоззрения. В дошкольном возрасте на процесс социализации ребенка оказывают большое влияние так называемые «агенты социализации». Агентами являются те лица, с которыми у дошкольника происходит ежедневное и непосредственное взаимодействие. Такими агентами социализации для ребенка могут быть следующие: — Члены семьи – прежде всего, это родители, затем бабушки и дедушки, сестры и братья; — Детский сад и его работники – в первую очередь, это воспитатели и нянечки, которые оказывают ребенку необходимый уход и обеспечивают его времяпровождения в детском саду; — Общество – ребенок, становясь старше, но все еще находясь под опекой родителей, вступает в социальные связи и взаимодействует со сверстниками, а также с друзьями и соседями, которые также оказывают значительное влияние на его социализацию и мировоззрение. Изначально заложенные нормы и ценности человека будут определять развитие его личности, восприятия окружающей действительности. Высока роль агентов социализации, а также социальных институтов, которые содержат в себе первоначальные установки и ценности. Если воздействие благоприятно, то и человек будет развиваться стабильно, адаптируясь к возможным социальным изменениям, происходящим в социуме. Важна адекватность оценки событий, адекватность ценностей и норм, которые закладываются в семье, ценностям и нормам, которые присутствуют в обществе [4]. Мы можем сформулировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. Мы вправе рассматривать высказанное положение как закон, но, разумеется, переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей. Отсюда одним из основных принципов нашей воли является принцип разделения функций между людьми, разделение надвое того, что сейчас слито в одном, экспериментальное развертывание высшего психического процесса в ту драму, которая происходит между людьми». Мы поэтому могли бы обозначить основной результат, к которому приводит нас история культурного развития ребенка, как социогенез высших форм поведения. Формирование корковых функций происходит благодаря культурному подходу. Организованная инклюзивная ситуация – это всегда отражение культурно-исторической закономерности в различных внешних формах: ансамбль, творческая мастерская, спортивно-танцевальный блок, и т.д. Мизансцена организована таким образом, чтобы было четко зрительно разделенное пространство: есть основная главная сцена – в которую включаются самые готовые и стремящиеся дети, а есть зрительный «зал», откуда любые дети, которые не участвуют активно, могут смотреть за главным действом. Далее в такую ситуацию приходят дети с аутизмом. Детям рекомендуется посещать занятия со своими специалистами. Как только у ребенка появляется момент созерцания, он захватывается процессом, происходящим на главной сцене, он может пробовать быть ее активным участником. Специалист, который находится рядом, помогает им заметить ситуацию и анализировать ее.

Такой процесс длится около недели, ежедневно по два часа до и после обеда и два часа после обеда. Таким образом, каждый ребенок созерцает главное действие 25 минут из 120 минут. Активные включения составляют 2 раза за день длительностью в 15 минут.

Таким образом, социализация является важным фактором развития не только норматипичного ребенка, но и ребенка с ранним детским аутизмом. Через социализацию идет развитие не только коммуникативных навыков, но и высших психических функций, т.к. эти процессы взаимосвязаны. Развитие социальных навыков – одна из главных задач в процессе коррекционной деятельности.

 

Список литературы:

1 Послание Главы государства Касым-ЖомартаТокаева народу Казахстана. 2 сентября 2019 г. // http://www.akorda.kz

2 Костин И.А. Помощь в социальной адаптации подросткам и молодым людям с расстройствами аутистического спектра. – Теревинф, 2018. – 189 с.

3 Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах / под ред. А. В. Запорожец. – М.: Провещение, 2017. – 355 с.

4 Леонова А.К. Социализация детей с нарушением интеллекта. — СПб.: Питер, 2017. – 300 с.

5 Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 2019. – 246 с.

Тоғжан Жарқынбай,

ГУ «Отдел образования города Каражал» Управления образования Карагандинской области город Каражал