«Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы», — гласит статья 1 Конституции Республики Казахстан.
Под понятием «светскость» подразумевается нейтралитет государства по отношению к любой религии, как и независимость религии от государства, при наделении граждан правом на свободу совести и вероисповедание.
Главный принцип светского государства – равенство последователей всех религий перед законом. В настоящее время в науке доминирует представление о светском государстве как о государстве, в котором не существует какой-либо официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светскость может также выступать в качестве основы конституционного строя, политико-правового принципа, политико-правовой характеристики государства, политико-правового института.
Как отмечала в одном из интервью казахстанская правозащитница Назерке Ризабекова, государство обязано относиться к религиозным объединениям и к своим гражданам одинаково, не проявляя каких-либо предубеждений: «То есть светскость воспринимается не только как конституционный принцип, но и как обязательство, принятое на себя государством, направление его политики в религиозной сфере».
Понятие «светкость» не ново. Более того, оно уходит корнями глубоко в историю. Так, еще в Древней Греции (III тыс. до н. э. — II век до н. э.), где царили культы различных божеств, всемогущих покровителей одной или нескольких стихиями, сфер человеческой деятельности, гражданская жизнь людей в значительной степени была отделена от религии.
Богослов, философ и епископ Гиппона Царского в Нумидии, римской Северной Африке Аврелий Августин (IV-V века) был одним из первых мыслителей человечества, разделивших власть государственную и божественную. Он говорил, что они должны быть разведены, однако им необходимо помогать друг другу для лучшего управления. Хотя Августин еще не употреблял самих терминов «светское государство», «светская власть», говоря о государственной власти, он имел в виду именно их.
Немецкий католический монах и теолог Мартин Лютер(1483-1546) также выступал против слияния государственной и церковной власти, отмечая необходимость жесткого разграничения их сфер деятельности. В его рассуждениях также выражена идея о светской власти, которая не имеет никакого отношения к божественному провидению.
К идее светского государства обращался и французский политик, философ, экономист, юрист, член парламента Парижа и профессор права в Тулузе Жан Боден в процессе поиска путей урегулирования споров во Франции между протестантами и католиками. Он пришел к выводу, что только государство, основанное на ценностях веротерпимости, способно предотвратить подобные споры. Значительный прорыв в разработке идей светского государства произошел в эпоху Просвещения (XVII-XVIII вв). Известные философы и писатели — правовед, один из зачинателей идеологии либерализма Шарль Монтескьё, музыковед, композитор и ботаник Жан-Жак Руссо, просветитель, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк и публицист Вольтер и другие — выступали за свободу вероисповедания и отказ церкви от участия в управлении государством. В это же время в Америке происходила разработка уже целостной концепции светского государства, автором которой стал отец-основатель США, третий президент страны (1801-1809 гг.), автор «Декларации независимости», дипломат, философ Томас Джефферсон. Он писал о необходимости соблюдения свободы слова, свободы вероисповедания, и выступал против института государственной религии, считая все религии равноправными.
В Казахстане первым законом, регулирующим отношения в религиозной сфере, был Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 15 января 1992 года. Причем он был принят до первой Конституции 1993 года.
Как отмечают специалисты, на тот момент эта прогрессивная норма способствовала реализации права на свободу вероисповедания после долгих лет борьбы с религией. Этот шаг был продиктован тем, что Казахстан является многонациональной и многоконфессиональной страной. А именно в таких странах, где государство, выражая интересы всего населения, не отдает предпочтения отдельным группам, в зависимости от национальной, религиозной и иной принадлежности, дабы не нарушить баланс интересов, и проявляется преимущество светского государства.
Граждане РК равны перед законом независимо от отношения к религии. Каждый гражданин нашего государства вправе быть верующим или атеистом.
Охват понятия «светскость» довольно широк. В него входят гуманистические ценности, в том числе честь и совесть человека, свобода вероисповедания. То есть, светскость – это поддержка мировоззренческой свободы человека и в то же время признание разнообразия в духовной жизни общества.
Более того, казахское слово «зайырлы» (рус. «светскость») произошло из арабского «захири», означающее «открытый», «ясный», «внешний». Понятие «зайырлы» перекликается с латинскими словами «laicus» («лаицизм»), «saecularis» («секуляризация»): «отделение политики от религии, ее обращение в природно-историческую тенденцию».
Юрист, специалист по шариату Мухан Исахан, внесший десятки предложений в проект Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях РК», подчеркивает: «Принцип светскости – отстранение от государства религиозных догм, но не религии от общественной жизни. Система ценностей светскости охватывает культурные феномены, начиная от манеры мышления, привычек человека и заканчивая стилем его одежды. Светскость государства характеризуется не только отделением от религии, но и принятием преимущества другого мировоззрения. В светском государстве религия имеет свое определенное место. Несмотря на то, что религия отделена от государства, она не отделена от народа, его жизни. Понятие «светскости» свидетельствует о демократичном характере отношений между государством и религией, об обеспечении свободы вероисповедания. Между государством и религией установлены связи, основанные на светских и духовных ценностях. Одна из важных характеристик светского государства – мирное сосуществование граждан с разными религиозными предпочтениями. То есть светское государство обеспечивает правовые основы различных отношений в духовной жизни общества».
Взаимоотношения государства и религиозных организаций, как совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязи между институтами государства и религиозными объединениями, представляют собой специфическую сферу внутренней и внешней политики Республики Казахстан. В нашей стране конституционно-правовые аспекты светскости республики обусловлены соответствующими международно-правовыми документами.
И тут необходимо отметить, что религия является неотъемлемым компонентом сложной системы человеческих взаимоотношений — все мировые и традиционные религии учат человека любви, добру, состраданию, милосердию и справедливости. И их миссией является защита и поддержка духовного и этического ресурса человека и общества, нравственное ориентирование в изобилующем проблемами мире.
Асель ЖЕТПИСБАЕВА