По пути сэнсея

Всем известен спортивный девиз «В здоровом теле – здоровый дух». Смысл его прост: физическое и духовное состояние тесно связаны. Но главное в этой формуле все же душа. Она должна быть молодой, чтобы человек мог находиться в гармонии с самим собой. Как этого добиться знает наш земляк, прививший любовь и уважение к спорту не одному поколению каражалцев. И даже если немногие впоследствии выбрали эту стезю, для большинства тренировки под началом Дюсенбая Тажкеева стали своеобразной школой жизни, где во главе угла стоят воспитание силы духа, воли и искренней любви к родному краю.

Не кривя душой можно однозначно сказать, что Дюсенбай Тажкеевич – истинный патриот своего дела. Чуткий и талантливый педагог, опытный  наставник, высококвалифицированный тренер, он прославил каражалскую школу дзюдо не только на весь Казахстан. Его воспитанники выступали в самих дальних уголках земного шара. География весьма обширная – это южнокорейские города Сеул, Пусан, Чеджу, японские Осака и Шиба, Сингапур, Манила (Филиппины), Хайдарабад (Индия), Бирмингем (Великобритания), Порто (Португалия). Также наши спортсмены демонстрировали свое мастерство в канадском Гамильтоне, бразильском Рио-де-Жанейро, южноафриканском Кейптауне и австралийском Сиднее.

Более того… Как известно, каждый спортсмен мечтает об Олимпийских играх.  Эту мечту воплотили два воспитанника Дюсенбая Тажкеева – Вячеслав Бердута, принимавший участие в XXVII летних Олимпийских играх (Сидней, 2000 год), и Сагат Абикеева, заработавшая в 2008 путевку в Пекин (XXIX летние Олимпийские игры). Тем самым они навсегда вписали свои имена в славную летопись Каражал-Жайремского региона.

Путь сэнсея (в японской культуре так обращаются к людям, которые обладают высоким уровнем мастерства и передают знания и опыт ученикам) в большой спорт был долгим и непростым. Эта история берет начало в те времена, когда Дюсенбай Тажкеевич учился в четвертом классе в одной из школ нашего города, и учитель физкультуры сумел увлечь мальчишку спортом.

— Вскоре мы переехали в новообразованный совхоз Актау, и там я начал вплотную заниматься борьбой. Мой тренер Амангельды Абжанов, слава Аллаху, жив, живет в Жанаарке, — рассказывает собеседник «Қазыналы өңір». – В 1969 году я окончил школу, устроился в совхоз на работу трактористом, водителем. В мае 1970 года меня призвали в ряды Советской армии. Служил на Тихоокеанском морском флоте. Это был очень серьезный этап моей жизни. Я был единственным казахом, и, глядя на других ребят из нашего учебного отряда, понимал, что у них все получается лучше. В большинстве своем они были уже серьезными спортсменами – мастера спорта, кандидаты в мастера спорта. Они словно были старше, хотя мы все были ровесниками.

Служба подходила к концу, пришло время задуматься: «Что дальше?». Планов было много – хотелось получить юридическое образование, либо преподавать историю. Но в какой-то момент 20-летний Дюсен твердо для себя решил – необходимо сделать все возможное для того, чтобы его юные земляки выросли такими же крепкими, выносливыми, тренированными и дисциплинированными, как его сослуживцы. Вернувшись в Каражал вчерашний военнослужащий, не имея профильного образования, устроился на работу тренером в Детско-юношескую спортивную школу.

— За четыре года я подготовил шестерых перворазрядников. Но вскоре встал вопрос о том, что у меня должен быть соответствующий диплом, и я  поступил на факультет физической культуры и спорта Карагандинского государственного университета, — вспоминает он.

После окончания вуза молодого человека пригласил ректор — Султан Капарович Досмагамбетов — и сообщил, что его ждут в Актюбинском педагогическом институте на кафедре физического воспитания с предоставлением трехкомнатной квартиры. Но Дюсенбай Тажкеевич отказался от выгодного предложения, объяснив, что ему необходимо вернуться домой…

Все складывалось хорошо, но наступили крайне непростые времена. Грянул декабрь 1991 года — прекратил свое существование СССР, что привело к нарушению экономических связей между бывшими союзными республиками. В Казахстане многие отрасли переживали упадок, останавливали работу предприятия, в результате чего начался массовый отток населения в крупные города и дальнее зарубежье.

— В нашей спортивной школе трудились 22 тренера по разным видам спорта. И буквально всего за одну неделю я остался один. Остальные попросту уволились – кто-то занялся коммерцией, кто-то переехал в Россию, — рассказывает Дюсенбай Тажкеев.

Он и сам мог бы уйти на вольные хлеба, чтобы обеспечить своей семье достойную жизнь. Но глядя на своих первых воспитанников, стоявших на пороге совершеннолетия, не смог оставить их. В то время в стране повсеместно процветали рэкетирство, бандитизм. Опасаясь, что мальчишки в погоне за легкими деньгами пойдут по кривой дорожке, решил, что должен продолжить работу с ними. Кроме того, каражалцы, всерьез обеспокоенные будущим своих детей, обратились к тренеру с просьбой не бросать их.

Здание, где сейчас располагается Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва дзюдо, находилось на балансе горно-обогатительного комбината. На его базе в начале 90-ых годов действовали клуб предприятия и спортивная школа городского отдела образования. Но они бездействовали – внутри царили тишина и пустота. Засучив рукава, наставник и педагог взялся за работу.

Чтобы вывести юных спортсменов в люди, Дюсенбаю Тажкеевичу пришлось побороться. В прямом и переносном смысле этого слова. В свое время Правительство РК приняло Постановление о передаче ряда объектов на баланс местных исполнительных органов. В этот список было включено и здание, в котором проводились тренировки. Но акимат отказался, так как в бюджете попросту не было средств на его содержания. И вскоре руководство комбината предупредило тренера о необходимости освободить помещение, предоставив срок для поиска нового зала. Опустим подробности этих перипетий, акцентировав внимание на том, что герою этого материала все же удалось спасти комплекс.

В 1997 году он возглавил открывшуюся в Каражале Специализированную детско-юношескую школу по дзюдо, успешно совмещая должность руководителя с тренерской деятельностью. Примечательно, что тогда же Республиканская федерация по дзюдо признала Тажкеева лучшим тренером РК по дзюдо (в 2004, 2005, 2009, 2010 годах — лучшим тренером Карагандинской области), а спустя четыре года за подготовку высококвалифицированных дзюдоистов и членов национальной сборной команды спортивной школе был присвоен статус «олимпийского резерва».

Перед сэнсеем открывались широкие перспективы. Так, его неоднократно приглашали на должность главного тренера Казахстана по дзюдо, а также в Республиканскую школу-интернат для одаренных в спорте детей имени Хаджимукана Мунайтпасова (г. Астана). Но каждый раз отвечал отказом – он мечтал о том, чтобы его воспитанники стали олимпийскими чемпионами. И эта мечта сбылась в 2010 году — Кайрат Агибаев, мастер спорта международного класса по дзюдо, привез в Каражал с первых летних юношеских Олимпийских игр в Сингапуре награду высшей пробы. В целом же из-под его крыла вышли 4 мастера спорта международного класса, 21 мастер спорта по дзюдо и  10 мастеров спорта по самбо. Более того, каражалцы, выпестованные Дюсенбаем Тажкеевичем, десятки раз завоевывали звание «Чемпион Республики Казахстан по дзюдо» и становились победителями и призерами чемпионатов страны, Азии и мира.

Заслуженный тренер РК, мастер спорта по дзюдо, обладатель 6 дана дзюдо и красно-белого пояса, тренер высшего уровня квалификации высшей категории, кавалер Почетного знака «За заслуги в развитии физической культуры и спорта в РК», Почетный гражданин города Каражал —  это все Дюсенбай Тажкеев, человек, являющий собой яркий пример самоотверженной преданности своему делу. И не смотря на то, что в настоящее время он живет и работает в Караганде, мысленно он всегда находится в Каражале, где начиналась его нынешняя трудовая биография.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА