Борец с душой акына

159 лет назад – 11 декабря 1864 года – под сенью Ханских гор на свет появился мальчик, которому суждено было стать легендой Великой степи.

Баулан Шолак – его имя оставило огромное влияние и взывает гордость и уважение среди казахского народа.

Виртуозный акын и знаменитый борец родился в ауле Кайракты на территории современной Акмолинской области, в ту пору являвшейся частью Российской империи.

Его настоящее имя — Нурмагамбет Баймырзаулы. Но в младенчестве с ним произошел несчастный случай – ему было всего полгода от роду, когда он, непоседливый малыш, залез правой рукой в пылающий очаг. Ребенок получил сильнейший ожог, в результате которого лишился наполовину фаланги пальцев. За это его и назвали Шолаком, то есть беспалым.

Однако увечье не помешало обрести ему славу великолепного домбриста и силача.

Его детские и юношеские годы прошли в Кокчетаве, где отец зарабатывал на жизнь, изготавливая и продавая изделия из дерева. Мальчишкой он отличался дерзостью, во многом превосходя более старших товарищей в драках, и во всем был заводилой.

Борьбой начал заниматься в 14-летнем возрасте и практически сразу приобрел репутацию непобедимого борца, за что и удостоился почетного звания Балуан. Обладая огромной силой и ловкостью, подросток без труда клал на лопатки 20-летних борцов. Балуан Шолак легко удерживал на плечах бревно с двадцатью джигитами, в 35 лет на ярмарках поднимал тяжести весом в 51 пуд (816 кг).  В Омске на соревнованиях, организованных в честь приезда наследника Российской империи, будущего царя Николая II, степной палуан одержал победу над известным борцом Севром (Чемберс Ципса). Сам он об этом написал:

— …Осилив могучего Севера,

Я стал неприступной скалой…

В 1913 году, незадолго до своего 50-летия, на знаменитой Кояндинской (Ботовской) ярмарке (ежегодный, с 1848 по 1930годы,  крупнейший рынок в Центральном Казахстане, располагавшийся  в 50 километрах от современного города Каркаралинск) принял вызов циркового силача Терентия Кореня, и в ходе поединка сломал ему ребро. Более того, как гласит степная молва, сам Хаджимукан Мунайтпасов, которого называли казахским Поддубным, однажды пожелал померяться силами с Балуаном Шолаком, но, познакомившись с ним поближе, отказался от этой затеи.

Наш земляк Абен Турмагамбетов (Жанаарка), ровесник и друг поэта и писателя, основоположника современной казахской литературы, государственного деятеля Сакена Сейфуллина рассказывал, что на одной из молодежных посиделок ему, острому на язык, своенравному и избалованному всеобще любовью, Балуан Шолак, отвечая на приветствие, до хруста в суставах сжал его ладонь. Молодой Абен затаил на него обиду, и, выждав момент, ударил его кулаком в лицо. Борец без труда догнал парня, пытавшегося скрыться с глаз долой на быстром скакуне. Он мог наказать его так, чтобы впредь неповадно было, но не стал делать этого, вняв уговорам местных, уговоривших гостя простить выходку любимца аула.

Сейчас сложно себе представить, что под этой грудой мышц жила тонкая творческая натура. Главной страстью силача были игра на домбре и пение. Из уст в уста передавалась молва о том, насколько мастерски он исполнял произведения Биржан-сала и Акана-сери.

Певец и композитор Кенен Азербаев (1884-1976 гг.) вспоминал, как приехавший в южные края Казахстана в поисках родных Балуан Шолак был настолько впечатлен исполнением 15-летнего Кенена, что позвал его с собой. И юноша провел некоторое время с ним, после чего вернулся домой, получив бата (благословение).

Творческое наследие Балуана Шолака исчисляется огромным количеством произведений, которые и сейчас исполняют казахские певцы: «Галия», «Сентябрь», «Талды-Куль», «Сарын» и другие. Немногое, что дошло до наших дней, удалось сохранить благодаря музыканту-этнографу, композитору, автору сборника «1 000 песен казахского народа» (1927 г.), «500 песен казахского народа» (1936 г.) Александру Затаевичу, записавшему и сохранившему нотный ряд песен. При этом творчество акына все еще недостаточно изучено.

В народе Балуана Шолака также ценили за остроумные и искрометные шутки. Он, не боясь, высмеивал недостатки баев и биев, за что пользовался большой нелюбовью у власть предержащих, поддерживал слабых и обездоленных. В канун Октябрьской революции батыр помогал скрываться большевикам в аулах, снабжал их конями, всячески помогал им. Не единожды по ложным наветам его пытались сослать в Сибирь.

Силач, композитор и акын прожил короткую, но яркую, полную событий жизнь – его не стало, когда ему исполнилось 55 лет. Он внес огромный вклад в культуру казахского народа, и по праву является истинным сыном Великой степи.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА