Природа – неотъемлемый элемент жизни человека. Казахстан богат различными природными ресурсами, включающими в себя реки, озёра, леса, горы. Ежедневно пользуясь этими ресурсами в своей жизни, человек всё чаще должен задумываться о том, какой вред он наносит природе. Забота об окружающей среде и бережное отношение к природе, экологическое воспитание становятся главными темами в стране.
Каждый сознательный человек знает, что экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе и что природа – такое же живое существо, как и он сам. Силы ее велики, но не безграничны. Вот почему так важно воспитывать в детях бережное отношение к окружающему миру: это во многом формирует личность. Одним из важных направлений в развитии и воспитании гражданского сознания у молодежи должно стать экологическое образование, формирование ответственности за чистоту своей страны, нетерпимости к проявлениям необразованности и бескультурья по отношению к окружающей среде.
В текущем году ОФ «Экологический Фонд Казахстана» реализует грантовый проект «Разработка и реализация комплекса мер по укреплению экологической культуры среди молодежи» при поддержке АО «Центр поддержки гражданских инициатив», Министерства информации и общественного развития РК. Проект будет реализовываться с апреля месяца по ноябрь текущего года.
«Наш фонд больше 10 лет ведет работу над решением экологических вопросов, повышением экологической грамотности и социальной ответственности. Мы активно работаем как с государственными органами, так и с учреждениями образования, НПО и др. В рамках проекта на этот год запланированы разные мероприятия, акции, а также Конкурсы с целью поддержать инициативу молодежи. Одной из таких инициатив является создание школы эко-блоггинга на площадке КГУ «Школа центр дополнительного образования № 43» столицы, который привлечет по стране школьных детей — блогеров, чтобы предоставить экологические видео с интересной информацией о защите фауны и флоры. Сами знаете, что сейчас время интернета и социальных сетей. Молодежь получает здесь много информации и нам очень важно чтобы это была правильная и полезная информация. Учащихся здесь научат создавать посты, видеоролики, проводить прямые эфиры с содержанием полезной информации о защите флоры и фауны», — отметила Президент Фонда Айгуль Абдуалиева.
В ходе реализации проекта проведены интересные акции — комплексные мероприятия, -где решались одновременно различные задачи: познавательные, нравственные и эстетические. На акции «Обмен», учащиеся школ столицы имели возможность обменять 1 кг пластика на 1 бутылку сока и 10 исписанных тетрадей на 1 чистую, было сдано более 400 кг макулатуры и 100 кг пластика. Мероприятие направлено на привлечение детей и взрослых к совместному решению экологических и социальных задач. Каждый из нас может проявить заботу о другом и помочь без каких-либо материальных средств, а привычный «мусор» является ценным и нужным ресурсом. Данная акция является важным элементом в развитии культуры раздельного сбора отходов, привлекающим внимание к проблемам свалок и переработки мусора в стране.
Следующая акция «Подарим дом птицам вместе», где приняли участие средние школы № 42, 43, 44 города Нур-Султан. Учащиеся повесили более 80 скворечниковв ближайших лесопарках школ и каждого ученика угостили яблоком. Также совместно с родителями изготавливались кормушки из различных материалов, приветствовался творческий подход к изготовлению. Главная цель — приобщение к экологическому движению детей и взрослых, привлечение внимания к проблемам сохранения, восстановления и охраны окружающей среды, сохранению и помощи птицам.
В результате участия в экологических меропрятиях у школьников развиваются личные качества, такие как:
– интерес к познанию окружающего мира;
– заинтересованность в защите и сохранности природной среды;
– понимание экологических проблем и причин их порождающих;
– чувства сопричастности, гордости, патриотизма за свою Родину и народ;
– заинтересованность в благоустройстве и озеленении школьной территории.
Особое внимание уделяется формированию экологической грамотности и экологического сознания, формированию основ экологической культуры учащихся, популяризации и передаче экологических знаний, расширению опыта взаимодействия с окружающим миром, а также развитию активной социальной позиции в отношении экологии. Акции, проводимые в апреле, завершился стартом республиканского «Зеленый челлендж» в КГУ «Школа центр дополнительного образования № 43». Эстафета передалась в школы Павлодарской, Мангистауской, Туркестанскойобластей, которая останется доброй традицией высаживать молодые саженцы деревьев на территории школ, которая из года в год пополнятся новыми деревцами, данное мероприятие направлено на развитие экологической культуры.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев говорил о том, что в школах нужно ввести новый предмет — экологическое образование детей. Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. И данный проект формирует ответственное отношение к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. В ходе реализации проекта запланированывидеоконкурсы, связанные с экологической культурой и по переработке, сортировке мусора и предоставление второй жизни мусору, экономии воды, а также по очистке, уборке двора в пригородах, территориях, прилегающих к городам, селам. Креативные видео, которые займут лучшие места, будут награждены дипломами, сертификатами, книгами, ценными призами и награждениями в денежном эквиваленте. В городе ШардареТуркенстанской области будут посажены 100 деревьев с использованием малой архитектурной формы. Аппарат акима Шардаринского района окажет содействие в организационной деятельности по предоставлению земельного участка и благоустройства объекта и в дальнейшем на постоянной основе ухода, полива саженцев. Проведутся обучающие экологические тренингов для школьников, международный форум для студентов, магистрантов и аспирантов в целях повышения уровня экологической культуры и социальной ответственности молодёжи.
Решение глобальных экологических проблем рассматривается сегодня не только в плане технологических решений, но и глубоких социальных изменений, под которыми подразумевают смену системы ценностей человека, типа мышления, мировоззрения, перестройку сознания, «революцию в умах». При этом теоретическая основа экологического воспитания молодежи должна основываться на решении задач в их единстве: обучении и воспитании. И правильно используя различные методы воспитания, можно сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Камарья ДЖАЗБАЕВА, менеджер проекта.