Принцип светского государства

Казахстан – светское государство. Этот принцип, закрепленный в Основном законе, в полной мере соответствует сознанию казахстанского народа, которое исторически зиждется на веротерпимости.

Статья 1 Конституции гласит: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
Понятие «светскость» достаточно обширное и емкое. Это:
— нейтралитет государства по отношению к любой религии;
— независимость государства от любой религии, как и независимость религии от государства;
— свобода совести и вероисповедания;
— свободный от любой религии характер образования.
И когда речь идет о стабильности, светскость выступает синонимом благополучия – в обществе, где придерживаются этого принципа, люди, несмотря на различия верований, мнений и убеждений, мирно живут рядом.
Более того, в Основном законе (ст. 14) закреплено, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по различным мотивам, в том числе отношения к религии.
В этом вопросе наша страна далека от формализма – Казахстан являет собой модель государственного устройства, где основным критерием является отсутствие обязательной для всех религии. Более того, государство создает все необходимые условия для удовлетворения гражданами своих религиозных потребностей. При этом в светском государстве никто не наделен правом отказываться от своих гражданских обязанностей, ссылаясь на религиозные убеждения. Необходимо понимать, что светские принципы государства не подразумевают вседозволенность и отсутствие контроля.
Существует несколько видов взаимоотношений государства с религиозными организациями. Прежде всего, это светскость образования. Общеизвестно, что государство начинается со школьной скамьи. Национальная и духовная стабильность в обществе напрямую зависят от формирования у подрастающего поколения толерантного сознания, уважения к истории, культуре. И фундаментальную роль в этом процессе играет система образования.
В Казахстане государственная система образования и воспитания носит светский характер (исключение — духовные заведения образования: семинарии и медресе). Под этим подразумевается, что на всех ступенях – от школы до вузов – пропаганда религии запрещена. Педагоги вправе предоставлять учащимся исключительно научные знания о религиях, без навязывания и культивирования определенного мировоззрения. Кроме того, в учебных заведениях запрещено проведение религиозных мероприятий и миссионерской деятельности. Школьникам и студентам предписано ношение светской формы одежды.
Светскость здравоохранения говорит о том, что религиозные объединения не должны призывать граждан отказываться от медицинской помощи в ситуациях, когда медицинское вмешательство необходимо в интересах сохранения жизни и здоровья человека. В свою очередь, организации здравоохранения не должны допускать каких-либо действий или бездействия по религиозным убеждениям, а также совершения религиозных обрядов и церемоний, которые могут повлечь угрозу для здоровья и жизни пациентов.
Далее. В Казахстане религиозные объединения не являются субъектами политической деятельности, соответственно они не участвуют в государственном управлении, в формировании государственных органов. При этом Конституция не допускает деятельность политических партий на религиозной основе.
Отправление религиозных обрядов, культовых церемоний и иных мероприятий, связанных с вероучением, не может проводиться в государственных органах или сопровождать государственную деятельность. Акты религиозных объединений не могут быть источниками права в Казахстане. Судебная система страны также свободна от влияния религии и не включает в себя составной частью юрисдикцию религиозных объединений.
Но государство не исключает религиозные объединения из общественной жизни. Более того, тесно сотрудничает с ними в решении таких социальных проблем, как алкоголизм и наркомания, по вопросам профилактики преступности, формирования здорового образа жизни, укрепления семьи, создания высокого духовного и нравственного климата в обществе.

Асель КУРБАЛОСОВА