Власти города, неравнодушные жители, спасатели, предприниматели и добывающие предприятия сообща провели работу по сбору и захоронению павшей сайги. На помощь каражалцам во главе с заместителем генерального директора РГКП «Производственное объединение «Охотзоопром» Айбеком Алипбаем прибыли инспекторы из пяти регионов страны.
Прошедшая зима выдалась относительно мягкой. Однако краснокнижный сайгак, по каким-то причинам решивший остаться зимовать в наших краях, не выдержал тягот этого холодного сезона. За шесть дней вокруг Каражала было собрано и утилизировано более 10 тысяч трупов.
Это много или мало? На этот вопрос ответил Айбек Алипбай. Для начала он объяснил, что численность парнокопытных млекопитающих, занесенных в Красную книгу, выросла с 21 тысячи до 4 миллионов голов.
– Здесь необходимо принимать во внимание естественную смертность с учетом биологии и жизненного цикла, – пояснил он.
В первую очередь, пали старые животные. Кроме того, как отметил заместитель генерального директора «Охотзоопрома», после гона (брачный сезон длится с конца ноября по декабрь) в среднем 25–50 процентов самцов сайгаков гибнет в течение зимы в результате истощения от регулярных сражений с соперниками и стрессов. Еще часть поголовья – примерно 5–10 процентов – погибают даже при благоприятной зиме.
– Это закон природы, – подчеркнул специалист.
Нынешняя ситуация имеет место не только в Каражале. Подобная картина наблюдается в Карагандинской, Акмолинской, Кызылординской и Западно-Казахстанской областях. В окрестностях нашего города пролегают миграционные пути Бетпакдалинской популяции, которая обитает на территории областей Ұлытау, Акмолинской и Карагандинской.
Основная масса уходит на юг на зимовку. Но порядка 100–200 тысяч голов, отстав, остались в степях, окружающих Каражал. В ветеринарную лабораторию Института зоологии РК были направлены пробы биологического материала на 14 болезней.
Дело в том, что владельцы лошадей и коров всерьез опасались, что домашняя живность при выпасе в непосредственной близости от трупов может подцепить серьезную заразу. Эти переживания далеко не беспочвенны. Достаточно вспомнить массовую гибель сайги в Западно-Казахстанской области в мае 2010 года, когда погибло 12 тысяч особей.
Согласно итогам бактериологических и микроскопических исследований причиной стала эпидемия пастереллеза — острой зоонозной инфекционной болезни, к которой восприимчивы крупный рогатый скот, овцы, лошади, а также все виды домашней птицы.
– К счастью, ни одно заболевание не подтвердилось, – отметил Айбек Алипбай. – Тем не менее, мы проводим работу по утилизации, чтобы не допустить распространения других болезней.
Действительно, трупы животных являются источником биологической опасности. В соответствии с действующим ветеринарным законодательством биологические отходы подлежат утилизации посредством сжигания или захоронения в скотомогильниках. В нашем случае был выбран второй способ. Но прежде каждый труп был тщательно осмотрен: на предмет отсутствия пулевых отверстий, наличия рогов и оформлен по акту.
Теперь вернемся к вопросу о том, какие потери понесла популяция. Конечно, если мыслить категорией цифр, 10 тысяч – это очень много, особенно если учитывать, что речь идет об одном из редчайших видов животных. Однако если вспомнить математику, падеж составил всего 0,25% от общей численности. Здесь некого винить – таков результат естественного отбора.
Что касается экологической акции – она проводилась с 26 марта по 1 апреля. Жители не стали перекладывать эту проблему на плечи властей и уполномоченных органов. Вспомнив древний обычай казахского народа «асар», они совместно выехали в степь, чтобы привести ее в порядок.
Помощь в сборе и утилизации оказали инспекторы «Охотзоопрома» из Костанайской, Алматинской, Жамбылской, Карагандинской и Кызылординской областей, сотрудники территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира по Ұлытауской области. Ответственность была возложена на заместителя акима города Амангазы Наукенова, руководителя отдела предпринимательства и сельского хозяйства Марата Сатанова и директора городского филиала КГП на ПХВ «Жанааркинская районная ветеринарная станция» Романа Агапова.
Для поддержки участников акции за счёт спонсорских средств был организован обед на свежем воздухе. Свой вклад внесли добывающие предприятия – Представительство «Оркен-Атасу» ТОО «Оркен» АО «Qarmet» и ТОО «Karazhal Operating», выделившие ГСМ и спецтехнику.
На своих КАМАЗах и погрузчиках выехали каражалцы Габит Сулейменов, Улан Отарбаев, Александр Дингес, Александр Романов, Аслан Сулейменов. В труднодоступных местах настоящим спасением стал квадроцикл марки «СОКОЛ» Думана Бекежанова.
Силами сотрудников отдела по чрезвычайным ситуациям была очищена шахтная дамба. Спасатели заходили в студеную воду, облачившись в гидрокостюмы. Остальные горожане работали на своём личном транспорте.
В общей сложности в мероприятии приняли участие 308 человек, были задействованы:
-
14 погрузчиков,
-
19 грузовиков,
-
26 автомобилей марки «УАЗ»,
-
44 внедорожника с прицепами,
-
76 мотоциклов и
-
одна лодка.
Израсходовано 7 400 литров дизельного топлива и 3 200 литров бензина.
– Уважаемые земляки! Спасибо вам большое за то, что вы, объединив силы и ресурсы, пришли на помощь. Это земля, на которой мы живем, наш родной край. Хотелось бы, чтобы мы всегда работали сообща и поддерживали друг друга. Еще раз всем большое спасибо! – поблагодарил аким города Айхын Елеусизов после совместной трапезы.
Член общественного совета Сексен Сулейменов, один из инициаторов акции, также поблагодарил всех собравшихся:
– Проделанная вами работа очень важна для нашего города. Вы сослужили нам большую службу! Есть один немаловажный момент – все павшие самцы были с рогами. Следовательно, никто из каражалцев не поддался соблазну завладеть ими.
Необходимо напомнить, что в Казахстане за хранение рогов сайгака предусмотрено такое же наказание, как и за его убийство. Пункт 1-1 статьи 339 УК РК гласит:
Незаконные добывание, уничтожение сайгака, а равно приобретение, хранение, сбыт, ввоз, вывоз, пересылка, перевозка незаконно добытого сайгака или его дериватов, в том числе рогов, наказываются:
-
ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет,
-
либо лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества.
Если эти деяния совершены повторно, группой лиц по предварительному сговору, на особо охраняемых природных территориях либо с причинением крупного ущерба — наказание ужесточается:
-
штраф от 3 000 до 7 000 МРП (1 МРП в 2025 году – 3 932 тг),
-
исправительные работы,
-
либо ограничение/лишение свободы на срок от 3 до 7 лет,
-
с конфискацией имущества и лишением права заниматься определенной деятельностью до 5 лет.
А люди, желающие нажиться на этом, всё ещё не перевелись. Ведь речь идёт о больших деньгах. В октябре прошлого года была пресечена попытка контрабанды рогов сайги. В Комитет нацбезопасности поступила информация о попытке вывоза рогов через МЦПС «Хоргос». Партия в 991 рог была оценена в 2 миллиарда тенге.
К слову, хранение сувениров из рогов сайгака тоже приравнивается к браконьерству.