На вершине Алтыншокы

Одно из особо почитаемых мест в области Ұлытау – исторический комплекс, с которым связано имя величайшего полководца прошлых веков. Речь идет о ввозвышенности, на которую поднимался Тамерлан. Этот объект, вошедший в список общенациональных сакральных объектов как особо почитаемый памятник природного наследия, сыграл ключевую роль не только в истории Казахстана, но и Центральной Азии и России.

Курган на возвышенности Алтыншокы соорудил Железный Хромец и его воины во время похода через Дешт-и-Кыпчак против золотоордынского хана Токтамыша в 1391 году. Комплекс расположен северо-западнее гор Ұлытау в 90 километрах от трассы Жезказган-Аркалык. В первой четверти ХV  века Низам-ад-дин-Шами в своей «Книге побед» («Зафар-наме»)  писал: «В пятницу достигли  Улук-дака. Тимур взошел на вершину горы, осмотрел местность. Он остановился там на тот день и приказал, чтобы все воины принесли камни и построили там высокий знак. Каменотесам он приказал изобразить на нем высочайшее имя и дату этих дней, дабы на лице времени осталось воспоминание об этом походе».

Плита представляет собой обломок скалы с надписями на двух языках: три строки арабской вязью  и восемь строк — знаками уйгурского письма,  на среднеазиатском тюркском литературном языке, за которым закрепилось название «чагатайский».

Отмечается, что до сих пор в каменной насыпи кургана сохранились следы сильного огня от костра, шлака и воздуходувные каналы. Исследовавшие его  ученые пришли к выводу,  что здесь располагалось теплотехническое сооружение для устройства большого костра, а не для плавки металла, как в свое время считал Каныш Сатпаев. По всей видимости, огонь и само сооружение носили сакральный характер, связанный с культом поклонения  родовой горе.

— Были высказаны смелые предположения о том, что огонь выступал в роли «прорицателя» победы Тимура над Токтамышем. Сам же султан Турана Тимур просил прощения у Всевышнего за то, что поднял «меч ислама» против потомков Чингисхана, — отметил в своей статье Т. Алланиязов, профессор Жезказганского университета им. О. А. Байконурова.

По его мнению, в исторической сущности памятника проявился синкретизм, сложившийся в ритуально-культовом пространстве народов Центральной Азии, в котором уживались, и надо сказать, до сих пор уживаются доисламские верования и ислам.

— Три главных составных комплекса Алтыншокы — курган-обо, огонь и камень с надписью — оказались «вписанными» волею Амира Тимура в пространство (лытау. Он действительно оставил загадку, — подчеркнул ученый.

Вторую жизнь памятный знак получил 88 лет назад. В 1935 году его обнаружил Каныш Сатпаев. Когда он приехал в Ұлытау как главный геолог геолого-разведочного комбината Главцветмета Наркома тяжелой промышленности СССР, о необычном камне с надписями ему рассказал местный житель,  указав в качестве ориентира каменую насыпь. Своей находке  Каныш Имантаевич посвятил статью «Доисторические памятники Джезказганского региона»: «В 30 км на запад от Улутау, на вершине горы Алтынчоку, возвышающейся над богатыми пастбищами долины Сорелы и Джетыкыз, имеются развалины какого-то древнего сооружения, сложенного из кирпича и красивых амфиболитовых плит с ошлакованными и глазурованными поверхностями. Рядом с развалинами, несколько ниже по склону горы, установленная каменная плита из тех же темных амфиболитов, на которой красивым арабским шрифтом высечены 10 строк письма на арабском языке. Текст письма нам не удалось расшифровать, за исключением первой строки, где написана обычная для мусульман вступительная молитва… Судьбой мемориальной каменной плиты заинтересовался директор Ленинградского Эрмитажа академик Орбели. Осенью 1936 года в Карсакпай приехал старший научный сотрудник Эрмитажа Морозов, который увез плиту в Ленинград. Позднее (в начале 1937 года) Морозов любезно сообщил нам, что надпись на камне была расшифрована профессором Поппэ и гласила: «в год овцы 793 прибыл в страну Токмак в поход на Тохтамышхана. В этом месте воздвиг обо. Да помнят все люди обо мне с молитвой». Таким образом, была доказана историческая связь эпизода, описанного Ядзи, а также установлены возраст и история сооружения пирамиды и надписи на вершине Алтынчоку».

В современных источниках есть полный вариант текста: ««Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Владыка сущего, Святилище истины, Неусыпный защитник, Всесильный и всемогущий, Премудрый даритель жизни и смерти!

Лета семьсот девяносто третьего, в средний месяц весны года овцы, султан Турана Тимур-бек поднялся с тремя сотнями тысяч войска за ислам на булгарского хана Токтамыш-хана. Достигнув этой местности, он возвел этот курган, чтобы был памятный знак. Даст бог, господь да свершит правосудие! Господь да окажет милость людям страны! Да помянут они нас молитвой!».

Кстати, ученые говорят, что это достаточно редкий случай, когда в источнике упоминается численность армии. По их мнению, данные в 300 тысяч воинов преувеличены. Если судить сведениям Абд-ар-раззак Самарканди, в войске Тимура на каждую пару дополнительно приходилась одна закладная лошадь.

— В таком случае цифра получается гигантской, более 400 тысяч лошадей. Конечно же, трудно вообразить себе и движение такого войска: Тимур стремился пройти незамеченным к границам Золотой Орды. И, конечно же, питание такого количества лошадей в степи ранней весной в условиях быстрого мавра представляется невозможным, — говорят исследователи.

В 1991 году общественное объединение «Улытау» в рамках проекта «По малому Шелковому пути» решило изготовить реплику плиты и установить ее у кургана, насыпанного воинами Железного Хромца. По договоренности с руководством Эрмитажа краевед С. Улданов в феврале выехал в Ленинград и с помощью специальной  копировальной бумаги сделал копию. Местный камнерез, имя которого, к сожалению, не сохранилось, высек надпись с учетом особенностей ее двух алфавитов. Идея воплотилась в жизнь 11 июня 1991 года. Таким образом, комплексу в некоторой степени был придан реконструированный исторический облик.

Мадина Эбыния