Летопись длиной в 122 года

Нашему родному городу исполнилось 60 лет. Официальная дата образования Каражала – 8 января 1963 года. На самом деле его история имеет более глубокие корни, и она не менее интересна, чем день сегодняшний.

КРАЙ СОКРОВИЩ

Человеку несведущему может показаться, что Каражал, лежащий в окружении невысоких степных сопок, лишь маленькая, незначительная точка на карте Казахстана. Но, во-первых, он никогда не входил в состав ни одного из районов, так как всегда был городом областного подчинения. Во-вторых, не каждому населенному пункту выпадает честь быть включенным в такое солидное издание, как «Большой энциклопедический словарь».

Главная причина заключается в том, что город возник на месте богатейшего железорудного месторождения, сосредоточенного на достаточно небольшой площади. Согласно открытым источникам, в недрах нашего региона находятся порядка 50 процентов запасов свинца в Казахстане, 30 процентов цинка и 70 процентов барита. Кроме того, здесь разведаны свыше 40 месторождений полезных ископаемых, включая такие полиметаллы, как свинец, цинк с попутным содержанием серебра, кадмия, ртути и др., железомарганцевые руды, барит, средние и небольшие месторождения молибденовых руд, золота, мрамора, поделочных камней и строительных материалов.

ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ ПРИРОДНОЙ КЛАДОВОЙ

В государственном архиве города Каражал, как отмечалось в одном из предыдущих номеров «Қазыналы өңір», можно найти сведения о разработке месторождений железной руды и работе гидрогеологической партии в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время. Но пытливому уму всегда интересно: что было раньше?

В интернете можно найти лишь краткую информацию о начале начал. Например: «Первые сведения о месторождении «Западный Каражал» относятся к 1911 г. Изучение его началось в 1931г.».

Честь обнаружения железных руд, находящихся на поверхности земли, принадлежит гидрогеологу А. А. Козыреву. Это было летом далекого 1911 года, то есть, 122 года назад. Кто же тот ученый муж, преодолевший, очевидно, тысячи километров, чтобы исследовать безлюдную казахскую степь?

Установить истину удалось благодаря известному летописцу Сарыарки, краеведу Юрию Попову. В своей статье «Крохотный немецкий поселок Кронидовский» он писал: «Многие уже и забыли, что первоначально у населенного пункта Батпак в Карагандинской области было Друзырев (1872-1930), работавший здесь в 1908 году, дал такую характеристику окружающей местности…». Не могли же практически одновременно находиться в наших краях два полных тезки!

В ходе дальнейших изысканий стало известно, что А. А. Козырев, родившийся в Самаре, был выходцем из крестьянской семьи. Ему удалось дослужиться до чина действительного титулярного статского советника, что давало ему привилегии потомственного дворянина, распространявшиеся по дореволюционным законам на жену Юлию Николаевну и детей Елену, Юлию, Алексея и Николая. Последний, кстати, являлся доктором физико-математических наук, известным в Советском Союзе астрономом и астрофизиком.

Александр Андрианович, специалист по Министерству земледелия, в свою очередь, был не только гидрогеологом, но и горным инженером. В 1910 году его откомандировали в распоряжение отдела земельных улучшений, и тогда он вплотную занялся вопросами гидрологии Казахстана. Советская власть также высоко ценила его изыскания. В 1927 году Академия наук СССР издала материалы содержащий 33 фотографии, 1 карту и четыре таблицы разрезов геологических и буровых скважин. В основу издания легли труды А.А.Козырева. Исследование стало первым после вхождения Казахской ССР в состав Советского Союза.

СТЕПНЯК ИЗ ПЕТРОГРАДА

Но вернемся к месторождению «Западный Каражал». Лишь в 1928-1932 годы, спустя почти 20 лет после открытия А.А.Козырева, была проведена подробная разведка месторождения. Это было напрямую связано с началом индустриализации СССР, целями которой являлись преодоление технико-экономической отсталости страны, достижение экономической независимости, создание мощной тяжелой и оборонной промышленности, а также формирование машинно-технической базы в сельском хозяйстве.

И опять-таки открытые источники ограничиваются кратким упоминанием: И.С.Яговкин. На самом деле он был масштабной личностью. Согласно данным Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А.П.Карпинского, Иван Степанович Яговкин (1886- 13.12.1934 годы) трудился в Геологическом комитете.

Он появился на свет в Слободском уезде Вятской губернии (ныне Кировская область РФ) в семье крестьянина-бедняка. В 1917 году окончил Петроградский горный институт по специальности «Горный инженер». В студенческие годы дважды подвергался аресту за участие в работе Вятской и Петроградской организаций Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

Интересные факты о нем можно прочитать в книге Эдварда Эрлиха «Месторождения и история», которая была опубликована в 2016 году.

«В начале 20-х годов ситуация с добычей меди на Урале пришла в полный тупик… И тогда российские геологи обратились к известному с конца XVIII века рудопроявлению меди, расположенному в самом центре Казахстана – Джезказгану… Геологоразведочные работы начались в конце 20-х годов в связи с началом индустриализации СССР. Руководил ими И. П (?). Яговкин. С 1925 по 1929 год он возглавлял все геологоразведочные работы в Джезказгане. Он же, И. П. Яговкин, разработал гипотезу генезиса месторождения, определившую его судьбу – отводившую главную роль в формировании месторождения особенностям его тектонического строения в противоположность идеям стратиформной его природы. Он-то и взял на работу человека, с именем которого сейчас связывают открытие медного гиганта – Каныша Имантаевича Сатпаева. К. И. Сатпаев был первым геологом-казахом», — подчеркивает автор.

Иван Степанович Яговкин проводил в Казахстане детальную геологическую съемку, поиски и разведку месторождений полезных ископаемых на протяжении 15 лет. Ему, одному из самых квалифицированных сотрудников Геологического комитета, выпала честь произвести первую съемку Джезказганского месторождения меди, составить первую карту геологического строения Джезказганского и Успенского рудных районов. Кроме того, он открыл железомарганцевое месторождение Большой Ктай.

Иными словами, ученый внес неоценимый вклад в практическое использование полезных ископаемых Сарыарки, принимая непосредственное участие во всех этапах столь непростой, но нужной для всей республики работы.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Люди удивительной судьбы, ответственные и увлеченные делом своей жизни стояли у истоков нашей истории. Таких имен в летописи Каражала немало. Но думается, каждый согласится с тем, что именно А. А. Козырева и И. С. Яговкина по праву можно назвать первооткрывателями несметных богатств, подаренных нам природой. И они как никто другой достойны того, чтобы в юбилейный год мы вспомнили о них.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА