(Окончание. Начало в № 12 от 06.04.2024 г.)
К 1221-1224 годам завоевание территории нынешнего Казахстана и Средней Азии было завершено. Большая (степная) часть к западу от Иртыша, охватываяющая северную часть Семиречья и весь Центральный, Северный и Западный Казахстан до нижнего Поволжья включительно, входила в состав улуса Джучи.
Отцы и дети
Мусульманско-индийский историк Усман Джузджани (годы жизни – около 1193-1260), известный своим историческим трудом «Табакат-и Насири», писал, что когда он «увидел воздух и воду Кыпчакской земли, то он нашел, что во всем мире не может быть земли приятней этой, воздуха лучше этого, воды слаще этой, лугов и пастбищ обширнее этих».
Согласно некоторым сведениям, старший сын Тэмуджина и Борте умер примерно в 1225 или 1227 годах. Русские летописцы об этом сообщали следующее: «Джучн умеръ въ Половецкой землѣ, за шесть мѣсяцевъ до смерти отца (1226); оставилъ шесть сыновей, Батыя, или Бату, Орду-Изена, Берге, Менгу-Тимура Шейбани, и Тогай-Тимура. Джучи почитается основателемъ Монголо-Кипчакскаго ханства, которое включало въ себѣ и Россію. Всѣ эти страны приняли у Восточныхъ общее названіе Улуси-Джучи пли Юрти-Джучи, «Удѣла Джучіева», подобно тому какъ Кашгаръ, Бухарія и Хива названы были «Удѣломъ Джагатая».
Согласно трудам персидского государственного деятеля, врача и ученого-энциклопедиста, автора «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Рашида ад-Дина (1247-1318 гг.), в последние годы жизни Джучи находился в плохих отношениях с отцом. Причиной тому могли служить как и его конфликты с своим братом Чагатаем, так и отказ выполнить приказ Чингихана о покорении всего Дешт-и-Кипчака, населенного кипчаками, русскими и черкесами. Во время болезни основателя и первого хана Монгольской империи в конце 1225 года его старший сын не присутствовал на совете, чем разгневал завоевателя. Дело в том, что воин хана сообщил, что Джучи не болеет, как он заявлял ранее, объясняя свое отсутствие рядом с отцом, а развлекается охотой. И тогда великий полководец приказал отправить войско в его сторону. Но поход не состоялся из-за смерти Джучи.
Овеяно легендами
О трагической гибели старшего сына основателя Монгольской империи повествует красивое предание «Аксак кулан». Сложенная сказителями Великой степи, оно гласит, что сын хана, нарушивший заперт отца, тайком уехал на охоту, где встретил стало куланов и ранил копьем вожака. Разъяренный Хромой кулан убил его ударом копыта. Не дождавшись сына с охоты, хан объявил, что тому, кто придет к нему с «естiрту» (обрядовобытовая песня, поэтическое извещение о смерти — прим. автора), он вольет в рот расплавленный свинец. Долго никто не осмеливался предстать перед властителем, но, наконец, к хану пришел старый кюйшы. В звуках его домбры и ее плачевном напеве хан услышал трагическую весть: «Сын твой умер, несчастный хан». Выполняя свое обещание, он приказал залить расплавленным свинцом домбру. И с тех пор она имеет отверстие на верхней деке.
Но легенда и есть легенда. Есть версия, что основатель Золотой орды был отравлен ядом из клещевины. Его трон унаследовал Бату (Батый), второй из 13 сыновей. Джучи же был предан земле в Улытау, где располагалась его ставка, и откуда начинал свой поход на запад Бату хан, которому, по существу, изначально достался юрт своего отца.
Слово – академику
Здесь, под сенью священных гор, которые называют колыбелью казахского народа и центром Сарыарки, Джучи был похоронен в мавзолее, построенном по приказу Чингисхана.
Академик Алькей Маргулан тщательно исследовал захоронение. В его отчете «Архитектурные памятники в долине р. Кенгир» отмечается, что археологическая экспедиция Академии наук КазССР в течение 1946-1947 годов собрала довольно обширный материал, характеризующий состояние архитектурных памятников Центрального Казахстана: «Среди этих материалов есть уникальные вещи, являющиеся не только историко-художественной ценностью, но и важными объектами, имеющими большое практическое значение в деле создания новых архитектурных форм в цветущих городах нашей республики».
Вестник Академии наук сообщает, что мавзолей расположен в 45 километрах на север от нового Джезказгана, на левом возвышенном берегу реки Кенгир, которая в этом месте имеет широкую пойму с богатым прибрежным ландшафтом.
«С этого возвышенного места открывается широкая панорама на долину р. Кенгир, служившую некогда поместьем для степных феодалов. Судя по рассказам Джувейни и Рашид-Еддина, это место было избрано завоевателем Джучи, где стоит его надгробное сооружение», — писал ученый, археолог, востоковед, историк, литературовед, искусствовед.
На момент экспедиции мавзолей, для строительства которого использовался обожженный кирпич, находился в хорошей сохранности. Судя по остаткам декоративных плиток, портал мавзолея и купол были разукрашены бирюзовой глазурью и орнаментом из резной терракоты. Об этом также свидетельствовали следы орнаментального пояса вокруг арки и фриз парапета. По словам местных жителей, портальный пояс заключал надпись на неизвестном алфавите и дату постройки.
Однако, как рассказывали исследователям, декоративные облицовки были сняты в 1911 году атбасарским уездным начальником «для показа степному генерал-губернатору». Образцы оставшихся небольших фрагментов резной терракоты с голубой глазурью были привезены в Алма-Ату и помещены в фонды Института истории, археологии и этнографии АН КазССР.
Внутри мавзолея взору экспедиции предстало единое пространство, имеющее непосредственный переход к куполу, который покоился на квадратной основе. Кроме гладкой стены никаких украшений внутри здания не было. Пол строители выложили керамическими плитками.
Примерно в 80 сантиметрах от горизонта археологии обнаружили две могильные ямы – склепы, расположенные параллельно задней стене. Гробница у самой стены была сделана прямо в грунте, в виде прямоугольника длиной 2,20 см. и глубиною 60 см. В нем находились остатки деревянного гроба, укрепленного железными гвоздями кустарной работы. На дне могилы покоился череп – довольно хорошей сохранности, но без верхней челюсти: «Интересно отметить, что среди костей в склепе не оказалось всех костей одной руки. Все эти признаки подтверждают, что здесь погребен Джучи-хан. Особенно интересно отсутствие костей одной руки, подтверждающие народную легенду, по которой Джучи-хан был погребен без одной руки. Другой вариант легенды утверждает, что в этом мавзолее была захоронена только одна рука или мизинец Джучи-хана».
Вторая гробница, расположенная параллельно первой, являлась, очевидно, погребением одной из жен основателя Золотой орды. Внутри нее находился дубовый гроб с костяком, но без черепа, который попал в первую могильную яму в результате акта вандализма. Академику удалось установить, при каких обстоятельствах это произошло: «Как известно, в 1929 году группа жителей Атбасара совместно с неким Чонг, живущим около этого мавзолея, произвела самовольную раскопку мавзолея Джучи «с целью найти ханские сокровища». Вследствие этого погребальный инвентарь и скелеты покойников потеряли первоначальный вид».
При расчистке первой гробницы в склепе археологи обнаружили обрывки ткани, обломки железных гвоздей и фрагменты кожи (красного сафьяна) от погребальной одежды, а также куски знамени (туг), кости диких животных и череп верблюда.
– Этот факт чрезвычайно интересен в том отношении, что он подтверждает исторические предания, по которым Джучи погиб на охоте от нападения диких куланов, — подчеркивал в своей статье Алькей Хаканович.
В том, что это мавзолей старшего сына Чингисхана, у ученого не было никаких сомнений. Об этом, писал он, говорят не только исторические народные предания, но литературные источники. В качестве примера было приведено известное сочинение историка Хафыз-Таныша «Абдулла-Намэ», в котором описывался улытауский поход бухарского хана Абдуллы, преследовавшего своего феодального соперника Баба-Султана: «При переходе через Терс-Кендырлик Ходжам-Кули- кушбеги послал вперед лазутчиками трех человек своих: они нечаянно в окрестностях могилы Джучи-хана наехали на людей Баба-Султана и попали в плен».
В другом месте Хафыз-Таныш сообщал: «В пятницу 5-го числа государь был на Сарайлы и Турайлы. В субботу 6-го числа он расположился лагерем вблизи Сарайлы, не доходя могилы Джучи-хана» (вторая часть «Исследования о Касимовских царях и царевичах» В. В. Вельяминова-Зернова, 1864 год).
Река – свидетель
С выводами академика соглашался археолог и историк Георгий Герасимов. В своей работе «Памятники архитектуры долины реки Кара-Кенгир в Центральном Казахстане», опубликованной в 1957 году, он отмечал: «Ставка (орда) Джучи находилась на реке Иртыш, хотя, по некоторым известиям, он провел последние годы своей жизни дальше к западу, в стране кипчаков (половцев). Последнее подтверждается тем, что могилу показывали в бассейне Сары-Су, на границе между нынешними областями Акмолинской и Тургайской. О нахождении могилы Джучи-хана в бассейне реки Кара-Кенгир указывается и путевом описании местности от г. Атбасара до г. Сузак (мимо гор Улу-Тау, урочища Кара-Джар, низовья р. Чу и далее), приведенном в «России. Полном географическом описании нашего отечества». «Недалеко от этого памятника, Алача-хана, — две могилы: хана Амбулакта, сделанная из сырцового кирпича в виде купола шестисаженной высоты, а еще далее – могила Джуса-хана», похожая на могилу Алача-хана (Алаша-хана. – Г.Г.), отсюда правым берегом р. Кара-Кенгир дорогая направлется к югу от могилы Арстанбая (15 верст). К З-Ю-З отсюда находится Никольский медный рудник (Джезказган)». Приведенные указания и народное предание подтверждают, что описываемый нами мавзолей связан с историческим лицом и имеет основание быть приписанным именно Джучи-хану, т. к. его удел находился в пределах Центрального Казахстана – от реки Иртыша до реки Сыр-Дарьи. Кипчакские степи (Дешт-и-Кыпчак) – бассейны рр. Кара-Кенгир и Сары-Су – издревле были наилучшими местами для скотоводства, поэтому и ставка Джучи-хана находилась в этих местах, где его, по всей вероятности, и похоронили после смерти».
По его информации, с учетом ценности сооружения как исторического памятника казахского народа, в 1946 году управление по делам архитектуры при Совете министров КазССР приняло его на государственный учет и решило произвести предупредительно-восстановительный ремонт. В 1982 году мавзолей был включен в список памятников истории и культуры Казахстана республиканского значения и взят под охрану государства, а в 2000 году отреставрирован. Могила основателя Золотой орды включена в общенациональный список сакральных объектов Казахстана.