Домбра – единственный музыкальный инструмент, у которого есть свой праздник. Он отмечается с 2018 года в первое воскресенье июля в национальном масштабе: в городах, районах, селах проводятся флешмобы, концерты на открытых площадках. Цель этого замечательного и уникального дня — консолидация общества вокруг идеи сохранения и возрождения национальной культуры и идентичности.
Как гласит поговорка, настоящий казах — это не сам казах, настоящий казах — домбра. И действительно, в этих двух струнах сосредоточена душа нашего народа. Их звуки отражали настроение автора – тоску по дому и любимой, гнев и боль, умиротворение и восторг. Стоит закрыть глаза, и в звуке кюя без труда различаешь шелест степной травы, дуновение ветра, птичью трель, перезвон девичьих украшений. И вдруг, через мгновение, кажется, что вдали скакуны нетерпеливо перебирают копытами, ожидая седоков, которые уже через минуту сойдутся в жестокой схватке с врагом.
«Я иду! Иду с песней! Какое сокровище драгоценнее ее? Она проникает в тебя до костей, волнует твою кровь — попробуй не откликнуться, попытайся слушать!», — писал Мухтар Ауэзов в своем знаменитом романе-эпопее «Путь Абая».
Казахское название «домбыра» образовано сочетанием двух слов: «дом» — звук, «быра» — настраивание струн. Инструмент мог рассказать о том, что люди боялись высказать вслух. Как гласит одна из легенд, раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный джигит Кежендык, который влюбился в дочь хана. Местный властитель пригласил к себе юношу и приказал доказать свою любовь. Кежендык взял в руки свою постоянную спутницу, исполнив песню и о самом хане, поведав о его жадности и алчности. А тот, разозлившись, тот приказал вылить на домбру горячий свинец.
Согласно другому преданию, однажды сын великого «Сотрясателя Вселенной» Чингисхана основатель Золотой орды Жошы во время охоты на диких куланов оторвался от свиты и в одиночку погнался за добычей. Вожак табуна, прозванный за свою хромоту Аксак куланом, спасая от стрелы жеребенка, развернулся и набросился на охотника. Как вихрь налетел он на ханского сына и выбил его из седла…
Приближенные и слуги не осмелились рассказать Чингисхану о том, что его сына больше нет в живых. По древнему обычаю за эту черную весть грозила смерть. И лишь кюйши Кетбуга, приближенный и один из эмиров завоевателя, решился на этот непростой шаг. Придя во дворец, он упал на колени перед троном и, не вымолвив ни слова, начал играть на домбре, передав звуками всю горечь утраты. И вот смолки струны, наступила тишина.
— Ты принес мне тяжелую весть. Я все понял, слушая твою домбру. Ты достоин смерти за свою черную весть, но так как ты сам не произнес ни слова, пусть будет наказана твоя домбра. Залейте ей горло свинцом! – сказал Чингисхан после долгого молчания.
С тех пор на плоской стороне инструмента появилось отверстие, а в Степи родилось предание, воплощенное в знаменитом и поныне кюе «Ақсақ құлан», который в 2014 году был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, домбра – одна из семи национальных сокровищ Казахстана.
Одним из величайших исполнителей является кюйши и композитор Курмангазы. Он оказал большое влияние на развитие казахской народной музыкальной культуры. Его музыкальная композиция «Адай» популярна не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Его называют отцом кюя. В своих произведениях он передавал думы, настроения и мечты своего народа. В звуках мелодий Курмангазы можно прочувствовать красоту и дыхание степи.
Большой любовью в народе пользуется потомок великого бия, оратора, общественного деятеля и посла Казыбек би Таттимбет. Важное влияние на развитие его творчества оказал отец Казангап, который также был близок к искусству и музыке. Кюи Таттимбета — духовное наследие многих поколений. Самые известные из них — «Сылқылдақ», «Балбырауын», «Сарыжайлау» и многие другие.
Отдельно необходимо отметить славную дочь казахского народа Дину Нурпеисову, которая взяла домбру в девять лет. Талантливая ученица Курмангазы прославилась как одаренный композитор и кюйши. Ей свойственна своеобразная манера исполнения. Музыка составляла смысл ее жизни, в течение которой она создала множество песенных шедевров и была удостоена звания Народной артистки КазССР. Ее кюи хранятся в Золотом фонде казахской музыки.