Борец за будущее своего народа

В Аракарагайской волости Николаевского уезда Тургайской области (ныне Алтынсаринский район Костанайской области) начале ноября 1841 года в семье Алтысары и Айман на свет появился сын Ибрагим, которому с младых ногтей была предопределена широкая дорога.

В национальном календаре, целью которого является пропаганда и сохранение традиций и культурных ценностей казахского народа, второе ноября отмечен как День казахских учителей. Исходная дата – день рождения Ыбырая Алтынсарина. Просветитель, педагог, писатель, поэт, переводчик, этнограф, фольклорист – спектр общественной деятельности этой выдающейся личности был весьма широк. Благодаря своим стремлениям к знаниям он стал высокоинтеллектуальным человеком своего времени.

…Ыбыраю Алтынсарину рано довелось вкусить горечь потерь. Всему виной — политические процессы, проходившие тогда на территории Казахстана. Его дед — известный бий Балгожа Жанбыршыулы (Жанбуршин), происходивший из подрода алтыбас рода узун племени кыпчак (Средний жуз) — находился на казачьей службе Российской империи в Оренбургском генерал-губернаторстве. В 1839 году получил звание хорунжего, через 9 лет — сотника, в 1850 году — старшины. За свое усердие был награжден царским правительством золотой медалью и ценными подарками — двуствольным ружьем и двумя именными револьверами.

На этот период — 1837-1847 годы — приходилось самое продолжительное и крупное восстание казахского народа против Российской империи. Руководил национально-освободительным движением хан Кенесары Касымов. Однако Балгожа-би не поддержал идеи своего народа, а его сын Алтынсары погиб в 1844 году от рук повстанцев. Ыбырая, которому было всего три года, воспитал дед.

Будущий просветитель с детства тянулся к знаниям. При активном содействии Балгожы он был зачислен в особую школу для казахских детей при Оренбургской пограничной комиссии. Ыбырай покинул отчий дом в 1850 году, и был определен в интернат. Краевед из Степногорска Наталья Тележинская приводит воспоминания одного из очевидцев о школе-интернате: «Примерная опрятность и щеголеватая простота бросились мне в глаза с первого взгляда. В классной зале почти вся мебель из пальмового дерева, кафедры особенное загляденье. Все дети одеты хорошо, применительно к их национальной одежде».

Как отмечается, администрация Оренбургского края, стремясь соблюдать национальные обычаи, не стремилась отлучать детей от привычного образа жизни. Напротив, чтобы закалять их в условиях степи, были приобретены юрты из лучшей белой кошмы, национальная одежда, библиотеку, физкультурные снаряды. В школе они изучали не только русский, но и арабский, татарский и персидский языки, основы ислама, делопроизводство, арифметику, производство следствий.

Учеба давалась мальчику легко. Об этом периоде жизни сохранился документ, в котором отмечалось, что Алтынсарин отличался настойчивостью, скромностью и трудолюбием. Одаренный мальчик, искренне любивший учебу, с первых же дней начал глубоко вникать в каждый изучаемый предмет. Ыбырай много читал, и хорошо овладев русским языком, самостоятельно изучал произведения классиков мировой литературы — Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова и других.

Огромную службу в этом сослужило знакомство со служившим в то время Пограничной комиссии, известным впоследствии историком-востоковедом Василием Григорьевым. Школьник по совету старшего товарища выписывал в тетрадь все незнакомые слова, чтобы позже узнать, что они значат. Школу он окончил в 1857 году с золотой медалью.

Царское правительство, открывая школу, преследовало свои цели в Степном крае. Империи требовались талантливые молодые люди, чьи родители, которые, как говорилось выше, были известны своей преданностью царю. В свою очередь, представители казахской знати стремились к тому, чтобы их дети, получив знания и приспособившись к жизни в новых условиях, заняли руководящие посты, тем самым усилив давление на простых людей.

Но, как показывает пример Ыбырая Алтынсарина и его современников, получивших прекрасное образование, это поколение выбрало иной путь — борьбу с невежеством и бюрократией за светлое будущее своего народа. «Оренбургская казахская школа воспитала у своих питомцев любовь к своему языку, к своему народу, любовь к русскому языку, к русскому народу. Она воспитала значительного человека и выдающегося педагога казахского народа Ибрая Алтынсарина»,- писал профессор А.Ф. Эфиров.

Полученное образование не только не оторвало его от своих корней, но и заставило глубже задуматься над тем, как улучить положение рядовых кочевников и жатаков. Во главу угла он поставил знания, посвятив просвещению всю сознательную жизнь.

В свое время его усилиями открылись четыре двухклассных русско-казахских, одна ремесленная, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. Благодаря ему на казахских просторах появилось образование для женщин — возможность ходить в школу получили не только мальчики, но и девочки, что в мусульманском мире считалось недопустимым.

Ыбырай Алтынсарин разработал дидактические принципы обучения и воспитания детей. Это был первый шаг по созданию в стране русско-казахских начальных школ. Он также является основоположником казахской детской литературы. Огромен его вклад в создании алфавита, на разработку которого ушло без малого три года.

Кроме того, из-под пера педагога и просветителя вышел целый ряд учебников и методических пособий на казахском языке, за основу которых была взята кириллица. Также он принимал участие в разработке учебников русского языка для казахских школ и является автором «Киргизской хрестоматии», «Начального руководства к обучению киргизов русскому языку», вышедших в свет в 1879 году.

Первый народный учитель прожил яркую, насыщенную, но очень короткую жизнь – судьба отмерила ему всего 48 лет. По одним данным, причина смерти до сих пор остается загадкой. Согласно другим данным, его погубило заболевание сердца и печени. Похоронили учителя рядом с могилой его отца, на берегу Тобола.

Асель КУРБАЛОСОВА