Без вины виноватые

Вчера, 31 мая, казахстанцы вспоминали одну из самых трагичных страниц истории, итогом которой стали многочисленные жертвы, поломанные судьбы, неверие в правду и справедливость. Широкомасштабна кампания – «борьба» с врагами народа – напоминала средневековую охоту на ведьм.

В 1993 году в нашей республике был принят Закон «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». В 1997 году был учрежден День памяти жертв политических репрессий и голода. С 2003 года в качестве социальной поддержки данной категории граждан выплачиваются единовременные денежные выплаты.
-Все мы помним, какой колоссальный урон нанес «большой террор» народам, проживавшим на территории советского государства. За годы репрессий в Казахстан было сослано свыше пяти миллионов человек со всех уголков Советского Союза. Через жернова репрессий прошло около 100 тысяч казахстанцев, более 20 тысяч из которых были расстреляны, — сказал в одном из своих выступлений глава государства Касым-Жомарт Токаев.
До поры до времени официальная история об этом умалчивала. Словно и не было многочисленных жертв, перемолотых страшным механизмом сталинской политики. И тут не будет лишним вспомнить ХХ съезд КПСС, начавшийся 14 февраля 1956 года. Он длился 12 дней. Завершился 25 февраля закрытым совещанием, на котором Первый секретарь Центрального комитета коммунистической партии положил начало кампании по пересмотру тенденции к возвеличиванию фигуры Сталина (речь идет о том, что впоследствии назвали развенчанием культа личности). Политбюро ЦК КПСС сочло целесообразным опубликовать доклад в журнале «Известия» лишь в начале 1989 года.
«Товарищи! В Отчетном докладе Центрального Комитета партии XX съезду, в ряде выступлений делегатов съезда, а также и раньше на Пленумах ЦК КПСС, немало говорилось о культе личности и его вредных последствиях. После смерти Сталина Центральный Комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает,
все может сделать; он непогрешим в своих поступках. Такое понятие о человеке, и, говоря конкретно, о Сталине, культивировалось у нас много лет…
В этот период (1935-1937-1938 гг.) сложилась практика массовых
репрессий по государственной линии сначала против противников ленинизма — троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев, давно уже политически разбитых партией, а затем и против многих честных коммунистов. Сталин ввел понятие «враг народа». Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику: он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях,
всякого, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности», — говорилось в докладе.
Щупальца тоталитарного террора дотянулись и до казахстанской интеллигенции. В результате общество лишилось целой прослойки прогрессивно мыслящих людей, которые могли составить оппозицию правящему режиму. В числе невинно осужденных и репрессированных были видные государственные и политические деятели, лидеры и активисты «Алаш» Алихан Бокейхан, Ахмет Байтурсынулы, Мухамеджан Тынышпаев, Миржакип Дулатулы, Турар Рыскулов, Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров, Беимбет Майлин, Санжар Асфендияров и многие другие.
Напомним, «Алаш» — первая казахская партия, созданная летом 1917 года. Ее организаторам стали Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов и другие представители либерально-демократического направления. В июле того же года в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на котором рассматривались вопросы государственного управления, автономии, участия в учредительном собрании, земельные вопросы, о народной милиции, образовании и суде. Главным решением съезда было отстаивание права казахов на территориально-национальную автономию в составе демократической, парламентской и федеративной Российской республики.
Своими главными задачами партия провозглашала освобождение страны от колониального порабощения, выведение казахского общества их средневекового состояния и вхождение в сообщество цивилизованных стран, а также осуществление коренных изменений в социально-экономической и общественно-политической жизни. Она требовала принятия закона о признании земли собственностью казахов, открытия школ и университетов с родным языком обучения. Такая программа обеспечила движению широкую популярность.
В 1920-ые годы, после ухода с политической арены, деятели движения внесли существенный вклад в развитие культуры, науки и народного хозяйства Казахстана. Тем не менее, алашевцы не избежали преследований и расправы.
Алихан Букейханов, видный общественный и государственный деятель, глава первого казахского национального правительства «Алаш Орда», талантливый ученый и публицист всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе за свободу и политическую самостоятельность. В 1937 году в Москве он был заключен в Бутырскую тюрьму. «Возглавлял контрреволюционную борьбу против Советской власти, установил связи с руководителями террористического центра в Казахстане и в Москве», — говорится в обвинении. 27 сентября 1937 года военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Алихана Букейханова к расстрелу. На допросах и суде он взял на себя всю ответственность за деятельность партии «Алаш», пытаясь защитить участников движения. Он был расстрелян на пороге своего 70-летия – приговор был приведен в исполнение в тот же день.
Просветитель, ученый-лингвист, переводчик, тюрколог и педагог Ахмет Байтурсынов является одним из авторов знаменитой Каркаралинской петиции, в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов. Впервые был заключен за критику царской администрации. Переход на сторону Советской власти не спас от преследований. В июне 1922 года ему припомнили политическую деятельность. Арестованный органами НКВД, попал в тюрьму Кызыл-Орды вместе с Мыржакыпом Дулатовым, а затем выслан в Архангельскую область. Его освободили в 1934 году по ходатайству супруги Максима Горького Пешковой, работавшей тогда в комиссии Красного креста. Последний арест состоялся в октябре 1937 года. В декабре Ахмет Байтурсынов, признанный врагом народа, был расстрелян.
Меньше всех жизнь отмерила великому поэту, писателю, публицисту, просветителю-педагогу Мыржакыпу Дулатову. Он пал жертвой репрессий в 50-летнем возрасте (1885—1935). В суде в своем последнем официальном слове он заявил: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно истина восторжествует». Прошло более полувека, прежде чем стало понятно, что это высказывание было пророческим.
Говоря о репрессивной политике, необходимо вспомнить и насильственное переселение народов в Казахстан. За время депортации 1936-1949 годов в Казахстан было переселено около двух миллионов человек. Это — поляки, корейцы, немцы, чеченцы, ингуши, украинцы, белорусы, литовцы, латыши и многие другие этнические группы. Они внесли вклад в развитие экономики Центрального Казахстана. Пережив боль лишений и утрат, осознание человеческой подлости и лжи, которые ввергали в пучину страха народ огромной страны.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА