События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. Но годы не стирают их в нашей памяти. Сама историческая ситуация побудила к жизни великие подвиги человеческого духа. И сейчас она напоминает о том, что мирное сосуществование стран — важное условие для сохранения бесценных человеческих жизней. Кроме того, память о войне является мощным фактором объединения людей и формирования национального единства. Часть этой памяти – наш земляк Смагул Канапин.
Удивительна человеческая память. Через годы, через расстояния она крепко держит в себе пережитое: людей самых разных, с которыми сводила судьба, события значительные и не очень, а еще дороги… Смагул Канапинович родился 18 апреля 1920 года в Шетском районе Карагандинской области. После окончания школы работал техсекретарем и заместителем директора по культмассовой работе кожевенного завода города Караганды. Затем с сентября 1940 по апрель 1941 года был учителем средней школы № 41 станции Дарья Казахской железной дороги. В апреле 1941 года был призван на действительную службу в ряды Красной армии. Воинскую присягу Канапин принял 22 июня 1941 года. Служил стрелком 46-го мотострелкового полка Западного фронта. Первый бой за город Великие Луки Псковской области был особенно памятным для него. Можно себе представить, как воспринимали происходящее молодые солдаты, которым никогда не приходилось стрелять, убивать человека. Но в этом сражении, когда разъяренные фашисты шли в полный рост, как на параде — под звуки духового оркестра и металлического лязг гусениц, у них не оставалось выбора. Каждый должен был защищать свое: родной город, село, мать, жену, сестру, детей. А все вместе они защищали родную, святую Отчизну…
В боях под Ржевом 20 августа 1941 года Смагул Канапинович получил первое ранение и находился на лечении в эвакогоспитале в городе Горьком. В сентябре продолжил воевать солдатом 81-го стрелкового полка 37-й воинской стрелковой бригады Приволжского военного округа, с февраля 1942 года был минометчиком 82-миллиметрового орудия 81-й стрелковой дивизии Калининского фронта. Зима стояла снежная, суровая. Наши солдаты залегли в снегу неподалеку от деревеньки, где, как говорили местные жители, берет начало великая русская река — Волга. В морозном воздухе хлестко звучали выстрелы. Надо было, во что бы то ни стало, уничтожить снайпера. Первый выстрел — недолет, второй выстрел – перелет… Третий выстрел Смагул Канапинович не успел сделать – совсем рядом разорвался фашистский снаряд. Землю тряхнуло так, что она казалось, раскололась, не выдержав удара. В зловещей карусели закружился лес и снежное поле, боль пронзила всю правую сторону, свинцовая тяжесть вошла в голову, в глазах потемнело — он почувствовал, что теряет сознание. После второго ранения, полученного в этом бою, наш земляк в строй вернулся только через пять месяцев. И снова дороги, дороги, дороги… Никто не считал те километры, которые пришлось пройти солдату, освобождая родную землю от врага. Казалось ветерану, что Украину и Белоруссию он знает лучше, чем родной Казахстан. За войну Смагул Канапинович приобрел три военных специальности. Служил в мотопехоте, в минометной стрелковой дивизии, артиллерийском полку в качестве топографа-разведчика.
В обязанности топографа-разведчика входило определение расстояния от огневой точки противника. Одним словом, требовалось рассчитать его местонахождение — эти данные использовались при артобстреле.
Однажды, это было на Курской Дуге, Канапин получил задание рассчитать координаты немецкого дзота. Эту цель во время переправы наших войск надо было уничтожить артиллерийским огнем. Он, как командир отделения, с несколькими солдатами ночью переправились через Днепр, сделали расчеты и также незаметно вернулись обратно. Позднее командир полка похвалил Канапина: «Молодец огневую точку противника уничтожили с трех снарядов». За эту операцию он был награжден орденом Славы.
Из воспоминания ветерана: «Была в том задании своя трудность: мне, учителю математики, не столь сложно было сделать расчет, намного сложнее человеку из степных Казахстанских просторов преодолеть одну из крупнейших рек Европы».
За боевые заслуги Смагул Канапин был награжден орденами Отечественной войны I степени, Славы III степени, а также 12 медалями.
9 мая 1945 года пришла долгожданная Победа. Войска 4-го Украинского фронта, в которых служил Смагул Канапинович, стояли тогда в Чехословакии. Все ждали этого дня, ждали долгих четыре года, а весть, все-таки, пришла неожиданно. Командир отделения зычно крикнул: «Стройся!». И когда солдаты замерли в неподвижном строю, вдруг улыбнулся, дрогнувшим голосом сказал: «Дорогие мои, война кончилась!».
Но не для всех. 10 и 11 мая пришлось снова идти в бой с частями немецкой армии, которая еще не капитулировала. Горько и больно было терять снова товарищей в те дни, которые все уже считали мирными. Победу встретил в Чехословакии. Демобилизовался Смагул Канапинович в ноябре 1945 года.
После войны работал инструктором горкома партии Октябрьского района города Караганды, секретарем партбюро шахты № 2 им. Горького, председателем горрайисполкома Шахтинского района Караганды.
Окончил полный курс трехгодичной партийной школы при ЦК КП Казахстана, заочную Высшую партийную школу при ЦК КПСС.
Был избран секретарем райкома партии Жана-Аркинского района. С 1959 года работал секретарем партбюро Атасуйского рудоуправления поселка Каражал. С января 1963 года — заместителем председателя исполкома Каражалского городского Совета депутатов трудящихся.
За долголетний и добросовестный труд представлен к медалям «За трудовое отличие», «За освоение целины», отмечен Грамотой Верховного Совета Казахской ССР.
Галина ШАПКОВА,
руководитель отдела государственного архива г. Каражал.