Реализация принципа светского государства в сфере образования

В декабре 2020 года Правительство Республики Казахстан своим Постановлением утвердило Комплексный план по реализации государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан.
В введении к документу говорится, что сегодня Казахстан выступает одним из крупных и авторитетных факторов глобального межцивилизационного, межрелигиозного и межконфессионального диалога… Обеспечение стабильности в обществе, возрождение и развитие религиозных традиций в Казахстане является результатом взвешенной и выверенной государственной политики, направленной на обеспечение свободы вероисповедания, сохранение общественного согласия и стабильности в обществе.

Пункт 4 Комплексного плана «Укрепление светских принципов развития государства» гласит: « Система образования играет фундаментальную роль в формировании у личности и общества казахстанского патриотизма, уважения к национальным и духовным традициям народа».
Основополагающими принципами системы образования в организациях образования, кроме духовных (религиозных), являются:
— обеспечение государством светского характера системы образования;
— установление ответственности педагогического состава за навязывание и культивирование религиозного мировоззрения;
— обеспечение независимости внутреннего устройства и деятельности организаций образования от каких-либо религиозных принципов;
— соблюдение обучающимися и воспитанниками, их родителями (законными представителями) правил внутреннего распорядка, выполнение других требований, предусмотренных уставом организации образования и договором о предоставлении образовательных услуг;
— предоставление учащимся в процессе обучения и воспитания исключительно научного знания о религиях;
— недопустимость принуждения при обучении к вступлению в какое-либо религиозное объединение или пребыванию в нем;
— недопустимость отказа учащихся от посещения учебных занятий по религиозным мотивам;
— недопустимость проведения в организациях образования религиозных мероприятий и миссионерской деятельности;
— соблюдение требований к форме одежды, установленных в организациях образования.
Таким образом, светскость в образовании подразумевает запрет на формирование у школьников и студентов определенного отношения к религии. Необходимо подчеркнуть, что законодательные требования едины для представителей всех конфессий.
В качестве примера хотелось бы привести пункт 15-1 статьи 47 Закона Республики Казахстан «Об образовании», который регламентирует обязательное соблюдение требования к обязательной школьной форме учащимися организаций среднего образования.
Далее. В приказе «Об утверждении Требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования» говорится, что обязательная школьная форма организаций среднего образования (далее — школьная форма) соответствует светскому характеру обучения. Включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается. Здесь преследуется одна цель — сохранение внутреннего распорядка учебного заведения в соответствии с принципами светскости.
В завершении хотелось бы процитировать Главу государства. Выступая на республиканском съезде педагогов в октябре прошлого года Касым-Жомарт Токаев сказал: «Согласно конституции, Казахстан — светское государство Этот принцип должен строго соблюдаться во всех сферах, в том числе и в образовательной. Нужно всегда помнить, что школа – это, прежде всего, образовательное заведение, куда дети приходят получать знания. Тогда как религиозные убеждения – это выбор и частное дело каждого гражданина. Свобода вероисповедания в нашей стране гарантируется законом. Думаю, будет правильным, если ребенок сделает свой выбор, когда уже подрастет, и у него сформируется собственное мировоззрение. Самое главное, воспитать поколение, обладающее открытым мировоззрением, ясным сознанием, верное традициям».
Наряду с качественным образованием, по словам нашего Президента, необходимо и нравственное воспитание учащихся: «Ответственные граждане – опора государства. Этот принцип должен стать основой формирования новой общественной этики в стране. Поэтому важно, чтобы школы стали центрами, где дети будут постигать моральные принципы и общечеловеческие ценности». И наши педагоги следуют поставленной цели, осознавая, что на них возложена ответственность за будущее Республики Казахстан.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА