Новый этический кодекс – новый формат деятельности государственных служащих

Лауреат Нобелевской премии мира Альберт Швейцер, будучи писателем, философом, теологом и гуманистом, писал: «Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Как никогда высказывание немецко-французского философа в прошлом веке актуально и сегодня для нашей страны. И в первую очередь, когда речь заходит об этике государственного служащего.

На протяжении ряда лет, будучи членом Совета по этике Карагандинской области, не раз убеждалась в том, что от того, как ведет себя государственный служащий, общаясь с коллегами, встречаясь с населением, рассматривая жалобы и предложения, можно сделать вывод об уровне его профессионализма, понимания им значения осуществляемой деятельности на государственной службе.

И что еще важнее – понимания того, что от каждого сказанного слова, сделанного действия, зависит авторитет государственной службы, ее имидж в обществе, уровень доверия населения к принимаемым государственным решениям.

Год назад Президент страны своим указом утвердил Концепцию развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года.

В частности, в качестве обоснования необходимости принятия данного документа, в Концепции было отмечено, что «действующая модель государственного управления, основанная на административно-контрольной форме взаимодействия государства и населения, не в полной мере отвечает ожиданиям населения. Вследствие чего назрела необходимость формирования сервисной и «человеко-центричной» модели государственного управления, в которой главными ценностями являются граждане и их благополучие».

Данная Концепция призвана решать важные проблемы, существующие в системе государственного управления, от решения которых во многом зависит развитие страны, благосостояние народа. К этим проблемам относятся:

— отсутствие должного взаимодействия между гражданами и государством;

— функции государственного аппарата, не ориентированные на потребности населения и бизнеса;

— низкий уровень доверия граждан к судебной и правоохранительной системам.

И вот по прошествии года, в реализацию данной Концепции 22 февраля 2022 года Главой государства принимается еще один важный документ – утверждена новая редакция Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан.

Новое положение Этического Кодекса государственных служащих призвано во многом стать катализатором в разрешении вышеуказанных проблем:

— деятельность государственных служащих должна строиться на принципах добросовестности, честности, справедливости, открытости, вежливости, клиентоориентированности;

— при организации работы государственных органов приоритетом в работе государственных служащих должна стать клиентоориентированность, построение работы в интересах населения;

— оказываемые государственные услуги должны быть максимально доступными, открытыми и публичными.

Казалось бы, что все эти положения с первого взгляда нельзя назвать новеллами, чем-то новым, ранее не имевшим место в деятельности государственных органов. Напротив, об открытости, доступности, важности объективного рассмотрения обращений и жалоб физических и юридических лиц, о профессионализме госслужащих говорилось практически во всех посланиях президента страны народу Казахстана, а также было отражено в ряде правовых актов.

Однако, именно в новой редакции Этического Кодекса государственных служащих клиентоориентированность становится краеугольным камнем в решении многих общественных вопросов и проблем.

И предлагаемый данным документом порядок наложения дисциплинарного взыскания (проведение служебного расследования, рассмотрение материалов дискомиссии и сроки принятия решений уполномоченным лицом по рекомендации дискомиссии и др.) должно стать эффективным средством побуждения государственных служащих на добросовестное, профессиональное исполнение своих обязанностей в интересах населения.

Ежегодно Советом по этике Карагандинской области разбираются дисциплинарные дела в отношении государственных служащих. И как показывает статистика, по области почти в половине случаев государственные служащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Во многом этим объясняются недовольство и критика со стороны общества на работу государственных органов, многочисленные негативные комментарии в отношении работы отдельных госорганов и госслужащих в социальных сетях, а также пикеты и митинги той части населения, которая из-за нерадивых госслужащих была доведена до отчаяния, и единственным способом достучаться до власти для нее стал путь открытых выступлений на площадях и улицах в борьбе за свои права.

По моему глубокому убеждению, избежать крайних реакций на некачественную работу государственных органов возможно только при условии высокой профессионализации государственных служащих, обеспечивающей умение представителей государственной службы слушать и слышать проблемы общества, понимать и знать способы их решения и добиваться реализации этих решений.

Сегодня мы гордимся завоеванными медалями наших спортсменов на мировых турнирах, дипломами и лауреатскими званиями наших деятелей культуры, образования, науки. Мы гордимся тем, что произведения казахстанских и казахских акынов, поэтов и писателей переводятся и многократно переиздаются на разных языках мира.

Хочется верить, что в недалеком будущем станет обычным делом гордиться нашими государственными служащими, которые своим профессионализмом, достойным поведением делают нашу страну благополучной и процветающей

Гульнар Курбанбаева,

член Совета по этике Карагандинской области.