У истоков истории

Мавзолей Джучи-хана занимает особое место

в мировом списке памятников

754 года состоялся Таллаский курултай. Как считают историки, именно тогда образовалась великая Золотая орда. Огромная империя Чингисхана была поделена между его сыновьями. Улусу Джучи достались земли от Алтая до Дуная.

Личность Джучи-хана неразрывно связана с нашим народом. Выступая на на втором заседании Национального курултая «Әділетті Қазақстан – Адал азамат», Глава государства Касым-Жомарт Токаев сказал: «Династия ханов от Жошы до Кенесары более шести столетий правила в Великой степи. Таких примеров очень мало в мировой истории».

Как известно, основатели Казахского ханства Керей и Жанибек являлись его потомками. Их род төре, существующий и поныне, брал начало от первенца Джучи Орда-Эджена, по второй – от тринадцатого сына Тука-Тимура.

Как отмечает в своей статье «Культ предков у казахов: Аруахи, Коркты Ата, Төре» профессор Павлодарского государственного педагогического института В. Д. Кокумбаева, понятие «төре» использовалось для обозначения потомков Чингисхана по мужской линии. Причем чингизидами считаются лишь потомки от первой, самой уважаемой и влиятельной жены основателя империи Борте, родившей ему четверых сыновей – Джучи, Чагатая, Угэдея и Толуя.

В Энциклопедическом лексиконе (1835-1841 годы) говорится: «Въ 1223 году Джучи является уже завоевателемъ; отецъ, желая овладѣть западными берегами Каспійскаго Моря, послалъ его туда съ двумя воеводами. Они взяли городъ Шамаху, побѣдили Аланъ, Абазинцевъ, Касоговъ, или Черкесовъ, разбили потомъ Половцевъ, потѣснили ихъ и поселились въ Дештъ-Кипчакѣ».

К 1221-1224 годам завоевание Казахстана и Средней Азии было завершено. Основная (степная) часть к западу от Иртыша, охватывая северную часть Семиречья и весь Центральный, Северный и Западный Казахстан до нижнего Поволжья включительно входила в состав улуса Джучи. После завоевания Джучи стал жить мирно. Мусульманско-индийский историк Джузджани писал, что когда он «увидел воздух и воду Кыпчакской земли, то он нашел, что во всем мире не может быть земли приятней этой, воздуха лучше этого, воды слаще этой, лугов и пастбищ обширнее этих».

Согласно некоторым сведениям, старший сын Тэмуджина и Борте умер примерно в 1225 или 1227 годах. Русские летописцы об этом говорили так:  «Джучн умеръ въ Половецкой землѣ, за шесть мѣсяцевъ до смерти отца (1226); оставилъ шесть сыновей, Батыя, или Бату, Орду-Изена, Берге, Менгу-Тимура Шейбани, и Тогай-Тимура. Джучи почитается основателемъ Монголо-Кипчакскаго ханства, которое включало въ себѣ и Россію. Всѣ эти страны приняли у Восточныхъ общее названіе Улуси-Джучи пли Юрти-Джучи, «Удѣла Джучіева», подобно тому какъ Кашгаръ, Бухарія и Хива названы были «Удѣломъ Джагатая».

Как писал автор «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид ад-Дин, последние годы жизни Джучи прошли в плохих отношениях с отцом. Причиной тому могли служить как и его конфликты со своим братом Чагатаем, так и отказ выполнить приказ отца о покорении всего Дешт-и-Кипчака — кипчаков, русских и черкесов. Во время болезни Чингисхана в конце 1225 года его старший сын не присутствовал на совете, чем разгневал отца (после того, как воин хана сообщил, что он не болеет, как он заявлял ранее, объясняя своё отсутствие рядом с отцом, а развлекается охотой), и тот приказал отправить войско в его сторону. Но поход не состоялся из-за смерти Джучи.

По сей день о трагической гибели  старшего сына основателя Монгольской империи существует красивая легенда «Аксак кулан», сложенная сказителями Великой степи. Она гласит: «Сын хана, нарушивший заперт отца, тайком уезжает на охоту. Он встречает стало куланов и ранит копьем вожака. Разъяренный  Хромой кулан ударом копыта убивает его. Не дождавшись сына с охоты, хан объявляет, что тому, кто придет к нему с «естiрту» — вестью о смерти – волью расплавленный свинец в рот. Долго никто не осмеливается, но, наконец, к хану прихоит старый домбрист. В звуках домбры и ее плачевном напеве хан слышит трагическую весть: «Сын твой умер, несчастный хан». Он приказывает залить расплавленным свинцом домбру. С тех пор она имеет отверстие на верхней деке». Но легенда и есть легенда. По некоторым версиям, основатель Золотой орды был отравлен раствором из клещевины. Его трон унаследовал Бату (Батый), второй из 13 сыновей.

Джучи был похоронен в Улытау, где располагалась его ставка, и откуда начинал свой поход на запад Бату хан, которому, по существу, изначально достался юрт своего отца. Здесь, под сенью священных гор, которые называют колыбелью казахского народа и центром Сарыарки, был похоронен сам Джучи в мавзолее, построенном по приказу Чингисхана.

Подробно захоронение исследовал академик Алькей Маргулан. В его отчете «Архитектурные памятники в долине р. Кенгир» отмечается, что археологическая экспедиция Академии наук КазССР в течение 1946-1947 годов был собран довольно обширный материал, характеризующий состояние архитектурных памятников Центрального Казахстана: «Среди этих материалов есть уникальные вещи, являющиеся не только историко-художественной ценностью, но и важными объектами, имеющими большое практическое значение в деле создания новых архитектурных форм в цветущих городах нашей республики».

Как говорится на страницах Вестника Академии наук, мавзолей расположен в 45 километрах на север от нового Джезказгана, на левом возвышенном берегу реки Кенгир, которая в этом месте имеет широкую пойму с богатым прибрежным ландшафтом.

«С этого возвышенного места открывается широкая панорама на долину р. Кенгир, служившую некогда поместьем для степных феодалов. Судя по рассказам Джувейни и Рашид-Еддина, это место было избрано завоевателем Джучи, где стоит его надгробное сооружение»,  — писал А. Маргулан.

На момент экспедиции мавзолей, для строительства которого использовался обожженный кирпич, находился в хорошей сохранности. Судя по остаткам декоративных плиток, портал мавзолея и купол были разукрашены бирюзовой глазурью и орнаментом из резной терракоты. Об этом также свидетельствовали следы орнаментального пояса вокруг арки и фриз парапета. По словам местных жителей, портальный пояс заключал надпись на неизвестном алфавите и дату постройки.

Однако, как рассказывали исследователям, декоративные облицовки были сняты в 1911 году атбасарским уездным начальником «для показа степному генерал-губернатору». Образцы  оставшихся небольших фрагментов резной терракоты с голубой глазурью были привезены в Алма-Ату и помещены в фонды Института истории, археологии и этнографии АН КазССР.

Внутри мавзолея взору экспедиции предстало единое пространство, имеющее непосредственный переход к куполу, покоящемся на квадратной основе. Кроме гладкой стены, никаких украшений внутри здания не было. Пол строители выложили керамическими плитками.

Примерно в 80 сантиметрах от горизонта археологии обнаружили две могильные ямы – склепы, расположенные параллельно задней стене. Гробница у самой стены была сделана прямо в грунте, в виде прямоугольника длиной 2,20 см. и глубиною 60 см. В нем находились остатки деревянного гроба, укрепленного железными гвоздями кустарной работы. На дне могилы покоился череп – довольно хорошей сохранности, но без верхней челюсти: «Интересно отметить, что среди костей в склепе не оказалось всех костей одной руки. Все эти признаки подтверждают, что здесь погребен Джучи-хан. Особенно интересно отсутствие костей одной руки, подтверждающие народную легенду, по которой Джучи-хан был погребен без одной руки. Другой вариант легенды утверждает, что в этом мавзолее была захоронена только одна рука или мизинец Джучи-хана».

Вторая гробница, расположенная параллельно первой, являлась, очевидно, погребением одной из жен основателя Золотой орды. Внутри нее находился дубовый гроб с костяком, но без черепа, который попал в первую могильную яму в результате акта вандализма. Академику удалось установить, при каких обстоятельствах это произошло: «Как известно, в 1929 году группа жителей Атбасара совместно с неким Чонг, живущим около этого мавзолея, произвела самовольную раскопку мавзолея Джучи «с целью найти ханские сокровища». Вследствие этого погребальный инвентарь и скелеты покойников потеряли первоначальный вид».

При расчистке первой гробницы в склепе были обнаружены мелкие обрывки ткани, обломки железных гвоздей и фрагменты кожи (красного сафьяна) от погребальной одежды, а также куски знамени (туг), кости диких животных и череп верблюда.

— Этот факт чрезвычайно интересен в том отношении, что он подтверждает исторические предания, по которым Джучи погиб на охоте от нападения диких куланов, — подчеркивал в своей статье Алькей Хаканович.

В том, что это мавзолей старшего сына Чингисхана, у ученого не было никаких сомнений. Об этом, писал, говорят не только исторические народные предания, но литературные источники. В качестве примера было приведено известное сочинение историка Хафыз-Таныша «Абдулла-Намэ», в котором описывался улытауский поход бухарского хана Абдуллы, преследовавшего своего феодального соперника Баба-Султана: «При переходе через Терс-Кендырлик Ходжам-Кули- кушбеги послал вперед лазутчиками трех человек своих: они нечаянно в окрестностях могилы Джучи-хана наехали на людей Баба-Султана и попали в плен».

В другом месте Хафыз-Таныш сообщал: «В пятницу 5-го числа государь был на Сарайлы и Турайлы. В субботу 6-го числа он расположился лагерем вблизи Сарайлы, не доходя могилы Джучи-хана» (вторая часть «Исследования о Касимовских царях и царевичах» В. В. Вельяминова-Зернова, 1864 год).

С выводами академика соглашался и археолог и историк Г. Герасимов. В своей работе «Памятники архитектуры долины реки Кара-Кенгир в Центральном Казахстане», опубликованной в 1957 году он отмечал: «Ставка (орда) Джучи находилась на реке Иртыш, хотя, по некоторым известиям, он провел последние годы своей жизни дальше к западу, в стране кипчаков (половцев). Последнее подтверждается тем, что могилу показывали в бассейне Сары-Су, на границе между нынешними областями Акмолинской и Тургайской. О нахождении могилы Джучи-хана в бассейне реки Кара-Кенгир указывается и путевом описании местности от г. Атбасара до г. Сузак (мимо гор Улу-Тау, урочища Кара-Джар, низовья р. Чу и далее), приведенном в «России. Полном географическом описании нашего отечества». «Недалеко от этого памятника, Алача-хана, — две могилы: хана Амбулакта, сделанная из сырцового кирпича в виде купола шестисаженной высоты, а еще далее – могила Джуса-хана», похожая на могилу Алача-хана (Алаша-хана. – Г.Г.), отсюда правым берегом р. Кара-Кенгир дорогая направлется к югу от могилы Арстанбая (15 верст). К З-Ю-З отсюда находится Никольский медный рудник (Джезказган)». Приведенные указания и народное предание подтверждают, что описываемый нами мавзолей связан с историческим лицом и имеет основание быть приписанным именно Джучи-хану, т. к. его удел находился в пределах Центрального Казахстана – от реки Иртыша до реки Сыр-Дарьи. Кипчакские степи (Дешт-и-Кыпчак) – бассейны рр. Кара-Кенгир и Сары-Су – издревле были наилучшими местами для скотоводства, поэтому и ставка Джучи-хана находилась в этих местах, где его, по всей вероятности, и похоронили после смерти».

По его информации, с учетом ценности сооружения как исторического памятника казахского народа, в 1946 году управление по делам архитектуры при  Совете министров КазССР приняло его на государственный учет и решило произвести предупредительно-восстановительный ремонт. В 1982 году мавзолей был включен в список памятников истории и культуры Казахстана республиканского значения и взят под охрану государства, а в 2000 году отреставрирован. Могила основателя Золотой орды включена в общенациональный список сакральных объектов Казахстана.

Асель ЖЕТПИСБАЕВА