Каждое слово — бриллиант…  

В перечне праздничных дат Казахстана есть лишь один день, посвященный конкретной личности – великому поэту, философу, мыслителю, общественному деятелю, основоположнику и первому классику казахской письменной литературы Абаю Кунанбаеву. Праздник был утвержден Постановлением Правительства РК в августе 2020 года в рамках 175-летнего юбилея славного сына нашего народа.

Мудростью предков

Его идеи применимы к современному обществу, и в деле создания Справедливого Казахстана необходимо следовать заветам Абая: воспитывать конкурентоспособную молодежь, которая должна идти вперед, не забывая о прошлом, о своих исторических корнях, культурном достоянии.

Это идея красной нитью проходила в выступлении Главы государства Касым-Жомарта Токаева на втором заседании Национального курултая «Әділетті Қазақстан – Адал азамат».

– Наша новая общественная этика должна базироваться на ценностях единства и стабильности, справедливости и солидарности, закона и порядка, доверия и ответственности. Она должна стать воплощением патриотизма, гуманности, культа знаний, профессионализма, бережливости, трудолюбия. Превыше всего должно цениться одно из самых значимых качеств личности – трепетное отношение к своей земле и стране.

Человека, олицетворяющего эти благородные качества, можно охарактеризовать одним глубоким словосочетанием – ответственный гражданин – «Адал азамат». Справедливый Казахстан построят только ответственные граждане. Эти понятия тесно связаны между собой, одно невозможно без другого.

Ответственность перед своей страной и семьей – это признак высоконравственной и зрелой личности.

Человек, добросовестно работающий и получающий свой доход честным путем, достигнет подлинного успеха и будет всегда пользоваться заслуженным уважением в обществе.

Великий Абай говорил, что приобретение богатства честным трудом является достойным занятием для поистине благородного человека. Человек чести никогда не поступит несправедливо, — подчеркнул Президент.

Против тысяч сражался один

Летом далекого 1845 года в урочище Жидебай, окруженном Чингизскими горами, в юрте старшины волости Кушик-Тобыкты Кунанбая Ускенбайулы и его второй жены Улжан родился смуглолицый сын, которого нарекли Ибрагимом. Позже его бабушка Зере за внимательность и пытливый ум дала малышу другое имя — Абай. И тогда никто даже представить не мог, что этот мальчуган прославит не только свой род Тобыкты, но и его имя спустя столетие будет известно далеко за пределами казахских степей. Ему суждено было стать поистине великим человеком, оставившим глубокий след в истории народа, в том числе и как просветитель, понимавший, что знания – самое главное богатство человека, реформатор культуры, защитник угнетенных, обличитель пороков общества, борец с социальной несправедливостью.

Каждое его слово, сохранившееся для потомков — глубокая мудрость. Оно не утратило актуальности и по сей день, и с такой же меткостью попадает точно в цель.

– Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец, — говорил Абай.

Его литературное наследие переведено на многие языки мира — немецкий, французский, китайский, турецкий, монгольский, латышский и другие. Но больше всего вариантов, конечно же, на русском. Еще в 1945 году к 100-летию со дня его рождения издательство «Художественная литература» выпустило сборник произведений, содержащий перевод Виктора Шкловского.

Особое место в творчестве мыслителя занимают «Слова назидания» («Қара сөздер»), по праву вошедшие в сокровищницу мировой мудрости. Это фундаментальное произведение состоит из 45 кратких притч и философских трактатов. Абай написал их уже на склоне своих лет, познав искушение власти и тяготы земных дел, признание народа и потерю близких. Он создал свои назидания, умудренный жизненным опытом, обладая умением облечь самые важные моменты в слова. Примечательно, что сам поэт не нумеровал свои притчи — это было сделано при редакционной обработке собрания сочинений после смерти автора.

Над «Словами назидания» Абай трудился почти 9 лет. Первые два он написал в 1890 году, последние три — в 1898. Это говорит о том, что мир поэта был так огромен, и для того, чтобы охватить мысленно и словесно самое важное в жизни, ему понадобилось время.

В этих строках, где каждая мысль подобна бриллианту, поднимались вопросы национального воспитания и мировоззрения, морали и права, отношения к обществу, истории казахов, нелепости патриархальных традиций  и социального неравенства. Они наполнены идеями гуманизма и нравственности. Многие умозаключения и поучительные выводы из книги и сегодня применимы к нашему обществу, так как точно описывают старые, не изжитые проблемы народа.

Бедняки видели в нем защиту и опору, что четко прослеживается в бессмертном романе-эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая», тогда как равные по социальному статусу, в том числе родственники, не понимали, осуждали, пытались сломить. Но он оставался верным своим стремлениям до последнего вздоха.

– В душу вглядись глубже, сам с собою побудь:

Я для тебя загадка, я и мой путь.

Знай, потомок, дорогу я для тебя стлал.

Против тысяч сражался — не обессудь! – завещал Абай.

Из искры возгорится  пламя

…Композитор, поэт, переводчик, мыслитель, философ, юрист, общественный деятель. Как возможно, чтобы один человек совмещал в себе столько? Собственнно, в этом и заключалась его гениальность. Как известно, мать Абая Улжан была потомком величайшего Казбек би. Отец дал ему прекрасное воспитание, будучи сам личностью небывалого масштаба. Кунанбаев унаследовал от своих дедов и прадедов самые лучшие качества, присущие казахскому народу. И для тех, кто впоследствии проникся его идеями, его авторитет был непререкаемым. Так, организаторы национальной политической партии «Алаш», и, в первую очередь, Алихан Букейханов, считали его своим наставником в деле борьбы против русской колонизации Степи. Его учения должны были лечь в основу общества, которое мечтала построить казахская интеллигенция. Кстати, именно Алихан Букейханов был первым биографом Абая. Находясь в Санкт-Петербурге, он написал статью «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» – некролог казахского народного поэта в связи с характеристикой его творчества — которая была напечатана в 1905 году в газете «Семипалатинский листок»: «Абай, как покажут его стихи, представлял недюжинную поэтическую  силу и составляет гордость  казахского народа. Еще не было казахского поэта, так возвысившего духовное творчество народа, как Абай. Чудные его стихи, посвященные четырем временам года («Весна», «Лето», «Осень» и «Зима»), сделали бы честь знаменитым поэтам Европы», – отмечал он.

Партийный лидер, как оказалось, сумел заглянуть далеко в будущее – его слова оказались пророческими. Прогрессивные идеи Кунанбаева пережили три эпохи – колониальную политику царизма, Октябрьскую революцию 1917 года и советскую власть, становление Независимого Казахстана. А это в очередной раз доказывает, что Абай – вне времени.

Известный казахстанский ис­торик, директор научно-исследовательского центра «Тұлғатану» Нурсахан Бейсенбекова говорит, что он воплощает в себе историю Великой степи:

– На языке поэзии он составил большое шежире нашего народа. Во-первых, это психологический портрет казахов, во-вторых, по его трудам можно судить о социально-экономическом развитии общества во второй половины XIX- начале ХХ веков.

Примером тому служит его труд «Қарамола ережесі», который также называют «Кодексом для простых казахов». Это был первый степной правовой документ, принятый в 1885 году на съезде в местности Карамола, на котором Абая выбрали главным бием. Свод законов состоял из 73 статьей, и каждая раскрывала проблемы, актуальные и для сегодняшнего дня. Это вопросы роли женщины в обществе, земельного устройства, колониальной политики, основными целями и задачами которой было уничтожение кочевников, и многие другие. Абай призывал вести борьбу за независимость казахского народа не с оружием в руках, а путем знаний, изучая через русский язык европейскую культуру. Как уже говорилось выше, будучи просветителем, он всегда ставил знания в один ряд с профессионализмом, шла ли речь о земледелии, торговле, промышленности.

И, наверное, не будет большим преувеличением сказать, что для народа Казахстана вся мудрость сосредоточена в творчестве Абая – единство нации заключается не в генетике, а его духовном единении. Перед каждым из нас открыты сотни дорог. Каждый волен выбрать свой путь, главное — не ступить на кривую стезю. И тут хотелось бы вновь процитировать мыслителя, который говорил: «Человек – целый мир, и если хочешь постичь вселенную, познай сперва самого себя».

Асель ЖЕТПИСБАЕВА