В Национальном календаре знаменательных дат есть особая дата — День поднятия шанырака. Это не просто навершие юрты — этот элемент считается одной из священных деталей казахского жилища. Шанырак служит воплощением семьи, традиций, а также символом единства государства, олицетворяет собой общий дом для всех этносов, которые проживают в Казахстане.
В 2007 году по результатам опроса ученые назвали уникальные явления культуры, которые вошли в список 7 чудес Казахстана. Это — урочище Тамгалы, расположенное в 170 километрах от Алматы на берегу реки Или, которое славится своими древними петроглифами; «Золотой человек», обнаруженный в 1969 году археологом Бекмуханбетом Нурмуханбетовым в предгорьях Семиречья; наскальные мечети Мангыстау; мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи; символ столицы Казахстана — монумент «Байтерек»; домбра и, конечно же, юрта.
Традиционное жилище казахов давно признано шедевром кочевой цивилизации. Оно ценилось за свое удобство перевозки и простоту сборки. По сути же юрта представляла маленькую Вселенную. Сферическая форма шанырака символизировала небесный свод, не имеющий начала и конца. Включая в себя понятия дома и семьи, купол юрты также обозначал связь поколений.
Крепящаяся на куполе узорчатая лента желбау с кистями, служащая для крепления войлока, олицетворяла звезды и созвездия. Считалось, что она охраняет жилище от злых духов. С шаныраком связано множество традиций. Категорически запрещалось ронять, опрокидывать или перешагивать через навершие юрты.
После смерти главы семейства он переходил к младшему сыну и пользовался особым почетом у родственников — Қара шанырақ. Соответственно, добрые напутствия были напрямую связаны с купольным кругом. «Шаңырақ биік болсын» означало пожелания процветания семьи. О мужчине, создавшем семью, говорили: «Шаңырақ көтерді».
Прочность и простор юрты зависел от кереге — решетчатой складной конструкции, образующей стены. Желая хозяевам детей, счастья и благополучия, казахи говорили: «Кереге кең болсын». Количество секций свидетельствовало о достатке и социальном статусе владельца юрты.
Это красочно описывается в знаменитом романе-эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая» (том 1, глава «На жайлау»):
«Белые просторные юрты Большого аула занимают весь правый край широкого луга, в стороне от овечьего загона с его запахами и шумом. На левом, возле загона, раскинуты одни серые юрты, ветхие, рваные шатры, темные, закопченные палатки и маленькие шалаши. Здесь живут соседи-бедняки, обслуживающие огромную семью Кунанбая, старики чабаны, мальчишки-подпаски, доярки, табунщики, пастухи…».
Какова история происхождения слова «юрта»? В казахском языке она называется «киіз үй». Как жилище ее начали называть с подачи европейских этнографов, а корни берут начало в тюркском языке. В эквиваленте нашего народа «жұрт» употребляли, когда речь шла о месте стоянки, для обозначения рода и семьи. Отсюда и произошло слово Ата жұрт — Отечество.
И как писал заслуженный деятель науки КазССР, археолог, этнограф, востоковед, историк, филолог, литературовед, искусствовед, общественный деятель Алькей Маргулан, многие исследователи отмечали, что в юрте соединено два начала — утилитарность и художественность:
«Архитектура, обстановка, утварь образуют гармоничное целое… Юрта сохранилась до наших дней. Она не потеряла своего значения. Как и много веков назад, юрты оживляют пейзаж степных просторов, речных и горных долин».