Эти 42 минуты под землей…

Профессия горняка – одна из самых тяжелых и опасных. Кому об этом не знать, как не каражалцам? На нашей шахте трудятся порядка полутора тысяч человек, или почти каждый восьмой житель города. Соответственно, практически во всех семьях завтра будут поздравлять родных и близких.
Но осознать, хотя бы частично, с каким трудом достается каждая тонна руды, можно лишь побывав в недрах рудника. Неполный час, проведенный под землей, заставил по-новому взглянуть на этих мужественных и отважных людей.

Мой «рабочий» день на шахте «Западный Каражал»  начался с вводного инструктажа по технике безопасности. Как человек, не имеющий представления о том, что меня ждет, чего нужно остерегаться, внимательно посмотрела видеоролик, вникая в самое важное. Роспись в журнале, и в путь – на территорию добывающего предприятия.

В здании АБК меня первым делом отправили переодеваться в спецодежду: нательное белье, «шахтерка», косынка, сапоги, каска. Завершили мою «боевую» экипировку средства индивидуальной защиты, включающие перчатки, противошумные вкладыши (беруши) и очки.

Далее – еще один инструктаж, обязательный при спуске. Со схемой шахты и планом ликвидации аварий (мероприятия по спасению людей, действия рабочих и военизированного горноспасательного отряда, маршруты передвижения для выхода на поверхность) ознакомил главный инженер шахты Асхат Габдулла. В технические подробности вдаваться не будем, но ясно одно – каждый, кто работает под землей, должен знать это назубок.

Как объяснил Асхат, самую большую опасность в шахте представляет пожар и образуемые им продукты горения. Кроме того, во время передвижения по горным выработкам необходимо постоянно следить за состоянием кровли, остерегаться контактной сети (напряжение 250 вольт), выступающих предметов и горных масс, при движении электровозных откаток следует встать к борту спиной и пропустить транспорт. Спуск и подъем осуществляется с разрешения стволового, при этом в соответствии с техникой безопасности необходимо держаться за поручни. В случае аварии, когда атмосфера становится непригодной для дыхания, в ход идут самоспасатели, которыми обеспечены все подземные рабочие. Срок действия при ходьбе – 60 минут, при отсидке в ожидании помощи – 300 минут.

Мне выдали самоспасатель «Горняк S-60MP1», светодиодный фонарь и проводили к клети. Над входом встречают надписи: «Остановись, подумай и действуй безопасно!», «Шахтер, помни – тебя ждут дома».

В качестве моих гидов по подземелью выступили главный инженер Представительства «Оркен-Атасу» ТОО «Оркен» Ерулан Макаев и начальник шахты Рашид Сарсембаев. Оба – высококвалифицированные специалисты. Всю свою трудовую карьеру они посвятили родному предприятию, и знают здесь каждый уголок.

Как объяснил Ерулан Серикович, в настоящее время добыча ведется на 44-м горизонте. А это без малого 400 метров от поверхности земли. К слову сказать, это расстояние транспортная кабина преодолела всего за неполных две минуты. И вот она – природная кладовая минерала, из которого получают железо! Глядя на этот сплошной массив породы, с трудом осознаешь, что над тобой висят миллионы тонн горной массы.

Стены штольни при свете фонарей отливают таинственным блеском — как писал российский поэт Александр Ивушкин в стихотворении «Нечерноземье. Август. Бог», «железная руда мерцает инеем…». И, в отличие от угледобывающих предприятий, здесь достаточно светло.

— Шахта не опасная по газу и пыли. Соответственно, здесь разрешены сварочные работы, движение контактных электровозов, — отметил Ерулан Макаев.

Героиня материала «Романтика подземелий», опубликованного в одном из предыдущих номеров, участковый маркшейдер Анастасия Рахвалова сравнила шахту с городом с его улицами и улочками, домами. Тогда сложно было понять, о чем идет речь. Но оказавшись здесь, убедилась, что сравнение вполне уместно. Однако словами этого не описать – все нужно видеть своими глазами.

Мы – на 108-м горизонте. Далее – спуск вниз по конвейерной выработке, которую проходили собственными силами. А это несколько сотен ступеней протяженностью 360 метров, вырубленных человеческими руками в невероятной твердости горной массе. Ступени достаточно широкие, и порой приходилось семенить, то и дело сбиваясь с шага, чтобы не отстать от Ерулана Сериковича и Рашида Барлыбаевича. Но есть и несомненный плюс: на улице – яркое палящее солнце, столбик термометра еще в самом начале рабочего дня перевалил за отметку +30, а здесь достаточно прохладно и свежо. Круглый год температура воздуха  на этом уровне составляет порядка + 15 градусов, поэтому чувствуешь себя довольно комфортно.

Что представляет собой градообразующее предприятие? Отработка месторождения стартовала в 1956 году (карьерным способом) и велась до 80-ых годов, до исчерпания ресурсов. Шахта же начала работать в 1972 году.

Как сообщил главный инженер Представительства, запасы железной руды 44 горизонта, запущенного в эксплуатацию в 2014 году, составляли 25 млн тонн. При существующем плане добычи – 2 млн тонн в год – работы хватит на 6-7 лет.

Из четырех рудников ТОО «Оркен», включая Лисаковск, Кентобе, Атансор, Атасу дает более 50 процентов от общего объема. Каражалское минеральное сырье уникально по своему составу.

— Наша руда наиболее качественная. В ней отсутствуют вредные примеси в виде серы, фосфора,- подчеркнул Ерулан Макаев.

Если говорить о дальнейших перспективах предприятия, в настоящее время разрабатывается проект на отработку нижележащего горизонта.  В целом же запасы месторождения составляют 500 млн тонн железной руды и 300 млн тонн марганцевой. Как отметил главный инженер, эти объемы обеспечивают работой шахту как минимум на полтора века.

Но вернемся ко дню сегодняшнему. Из 10 участков основные – добычной, горнопроходческий, буровзрывной. Остальные – вспомогательные. Проходка осуществляется только буровзрывным способом. Иначе никак – крепость породы нашего месторождения по шкале Протодьяконова составляет 18, что расшифровывается как чрезвычайно прочные породы.

Но крепче камня, конечно же, работники шахты – люди со стальным стержнем внутри. Человеческий ресурс – главное богатство предприятия. Добыча полезных ископаемых – коллективный труд. Здесь нельзя работать спустя рукава – все сообща трудятся на один результат. Общая численность по Представительству составляет 1060 человек, из них 560 непосредственно подземные рабочие. Своим нелегким трудом они вносят существенный вклад в развитие экономики не только региона, но и страны в целом. Они заслуживают всеобщего почета и уважения, и завтрашний день – отличный повод выразить им благодарность.

… В подземной кладовой я пробыла 40-50 минут, пройдя порядка 2,5-3 километров. Но это была лишь ознакомительная экскурсия с одним лишь смартфоном в руках – сущий пустяк по сравнению с тем, сколько приходится ежесменно преодолевать нашим смелым и отважным шахтерам. Низкий вам поклон!!!

Асель ЖЕТПИСБАЕВА