Есть чем гордиться

Без малого три с половиной десятка лет Даулет Халыков стоит у руля железнодорожного цеха Представительства «Оркен Атасу» ТОО «Оркен». По большому счету, от его грамотных действий и решений зависит конечный итог деятельности всего градообразующего предприятия.
Если говорить о его личных результатах, бессменный руководитель подразделения за эти годы воспитал и дал путевку в жизнь не одному специалисту. А главное богатство Даулета Жакиновича – его дети и внуки.

Человек труда занимает главное место в деле построения Справедливого Казахстана. В ноябре 2022 года на церемонии инаугурации Президент РК Касым-Жомарт Токаев подчеркнул: «В Справедливом Казахстане человек труда должен пользоваться большим почетом».
Яркий пример добросовестного отношения к труду, искренней любви к своему делу – собеседник «Қазыналы өңір». Примечательно, но если бы в молодые годы Даулет Халыков пошел по пути, выбранному ему родителями, сегодня бы мы беседовали со знаменитым спортсменом или светилом медицины. Зная его упорство и энергичность, не стоит даже сомневаться, что в любом деле он добился бы невероятных результатов. Но история не любит сослагательных наклонений. Вот и герой нашего материала, еще будучи совсем молодым, приняв для себя твердое решение стал тем, кем стал…
Но обо всем по порядку.
Даулет Жакинович родился в 1957 году в одном из совхозов Жанааркинского района. После шестого класса поступил в карагандинский спортивный интернат № 3,где в 1973 году получил аттестат о среднем образовании. По настоянию родителей сдал документы в медицинский институт.
— Нечаянно прошел, — шутит он. – Отучился три курса, но нехотя. А потом призвался в армию. После службы хотел устроиться водителем – мне всегда нравилась техника. Но мне не разрешили – отец, рабоавший заведующим складом, принял меня к себе на работу грузчиком. Никаких поблажек не было – я выполнял самую тяжелую работу: таскал цемент, уголь и тому подобное. Так прошел год. Вышел в отпуск, забрал документы с медицинского и заочно поступил в Алма-Атинский железнодорожный институт, который окончил в 1986 году.
А тем временем, оставаясь верным своей мечте, в 1979 году был принят на градообразующее предприятие составителем вагонов. Поднимаясь по карьерной лестнице, прошел все должности в ЖДЦ: дежурный, диспетчер, начальник станции, ревизор, начальник службы движения, главный инженер.
В 1989 году, вспоминает Халыков, был внедрен механизм выборности на руководящие должности. На место начальника цеха претендовали пять человек, но главный инженер подразделения, знающий его досконально, с легкостью обошел конкурентов, получив 100-процетную поддержку голосующих. И с тех пор – а это без малого 35 лет — возглавляет цех. Канул в Лету могучий СССР, изменился строй, республика обрела независимость. У предприятия менялись собственники, руководители. Шутка ли – Даулету Жакиновичу довелось работать с 16 директорами! Четыре года назад он официально вышел на заслуженный отдых, но и по сей день продолжает трудиться на благо родного предприятия, разбивая стереотип о том, что не бывает незаменимых людей.
— Железная дорога – это огромный механизм, где малейший сбой может привести к серьезным последствиям. Непросто вести такое хозяйство?
— Действительно, здесь все взаимосвязано. Чтобы погрузить и отправить в Темиртау 48 вагонов концентрата, задействуется вся смена. Это – составители, стрелочники, весовщик, машинист тепловоза, его помощник, экскаваторщик. В день выходит один-два маршрута. Мы – конечное звено добычи и обогащения.
— За эти годы Вы воспитали не одно поколение специалистов.
— Все мои заместители в свое время, как и я, были простыми рабочими – слесарями, тепловозниками, экскаваторщиками. Всех я заставил получить образование. И это правильно, когда начинаешь с низов, так как знаешь всю работу изнутри. Хотелось бы отметить, что большая часть нашего коллектива – молодежь. Мы их принимаем путейцами. Но всю жизнь так трудится не будешь. Это непросто: зимой – стужа, летом – палящий зной. Работу надо делать, несмотря на метели, дожди. А через год-полтора многие идут на повышение.
Кто-то пошел дальше. Воспитанники Даулета Халыкова трудятся и за рубежом, либо успешно применяют полученный опыт в АО «Қазақстан темір жолы». За примером ходить не надо – его младший сын Нурым в транспортно-логистическом холдинге занимает должность начальника отдела перевозки. А начинал он здесь, в Каражале. с помощника машиниста тепловоза. Впоследстии, как и отец, окончил профильный вуз, затем получил юридическое образование.
— На Ваш взгляд, вы жесткий руководитель?
— Это нужно спрашивать у работников цеха. Но однозначно требовательный. Требую по делу. Помнится, когда я только занял эту должность, отец сказал: «Прежде чем кого-то наказать, поставь себя на его место». Этот совет стал моим принципом. Наказать можно любого, но важно помнить одну истину: не ошибается тот, кто не работает.
Его труд и профессионализм получили высокую оценку. Перечислять Почетные грамоты и Благодарственные письма не будем – их огромное множество. Достаточно сказать, что Даулет Халыков награжден юбилейной медалью в ознаменование очередной годовщины Независимости Республики Казахстан и является полным кавалером ордена «Еңбек даңқы».
Но все награды меркнут рядом с главным богатством – семьей. С верной спутницей жизни Зауре они вместе уже 43 года. Воспитали и вырастили троих сыновей. Старший Даурен живет в Алматы, где занимает должность заместителя генерального директора по юридическим вопросам одного из банков второго уровня. Средний Маулен тоже юрист, и также трудится в финансовой сфере. Младший, как уже говорилось выше, пошел по стопам отца. У всех троих подрастают дети, которые и являются смыслом жизни главного железодорожника Представительства «Оркен Атасу» ТОО «Оркен». Когда представители младшего поколения приезжают к любимым аташке с апашкой, радости Халыковых нет предела. Как бы не устал, говорил Даулет Жакинович, рядом с ними душа отдыхает.
Считает ли он себя счастливым человеком? Это, скорее, риторический вопрос. Любимая работа, заслуженные почет и уважение, крепкая и дружная семья, надежный тыл – ему по праву есть чем гордится. А другим – брать с него пример…

Асель КУРБАЛОСОВА