Москва – Каражал – Москва

Матильда Страходинская была свидетелем зарождения города Каражал. В далекой казахстанской степи она оказалась волею судьбы. И для коренной москвички и ее детей наш край стал родным.

Матильда Юзефовна родилась 24 мая 1929 года в Москве. Училась в школе № 130 Советского района. За успехи в учебе и активное участие в общественной жизни ее и младшую сестру поощрили путевками в пионерский лагерь, расположенный в 30 километрах от главного города страны.

…1941 год. Великая Отечественная война. Началось наступление немецких войск на Москву. Весь транспорт был отправлен на фронт, и чтобы забрать дочерей, матери Матильды Юзефовны пришлось добираться до лагеря на попутках. Она успела вовремя – началась масштабная эвакуация в глубокий тыл.

Семья Страходинских прибыла в город Уфу, далее их отправили на станцию Иглико Нуримановского района, в колхоз «8 Марта». Там они прожили до 1942 года, а когда фашисты отступили от Москвы, им разрешили вернуться домой.

Из воспоминаний Матильды Юзефовны: «У мамы нас было четверо детей,  она воспитывала нас одна, без отца. Когда мы вернулись назад, в Москву, она обратилась в паспортный стол, чтобы вновь прописаться в свою же квартиру. Но ей отказали, сказав, что она немка. И это несмотря на то, что во время революции она работала в Кремле при Надежде Константиновной Крупской. Кроме того, мама помогала революционерам, воевала с белогвардейцами, работала медсестрой в санитарном поезде. Однажды даже попала в плен: с боевыми товарищами продержали ее в подвале 17 суток, в ожидании смертного приговора. К счастью, вовремя пришли красногвардейцы и освободили их.

Мама обошла все инстанции в Москве, но так ничего и не добилась. В конечном счете, всю семью посадили на поезд, и нас вместе с другими такими же несчастными семьями отправили в далекий, неизвестный Казахстан».

Когда переселенцы добрались до Жана-Арки, стояла лютая зима. Москвичей встретили завывание ветра и непроходимые снежные заносы. Три семьи поселили в доме № 2 по улице Восточная. Приходилось очень туго: запасы продуктов, которые они брали с собой в дорогу, иссякли, а продуктовые карточки здесь не отоваривались.

Пересилив себя, Матильда с младшей сестрой пошли по дворам просить милостыню, в надежде на то, что хоть кто-то что-то подаст. Для обогрева своей землянки ходили на железную дорогу, чтобы собирать уголь.

Те годы были тяжелыми для всех — в каждом доме было много детей, и их нужно было как-то прокормить. И все больше «побирушек» стучались в дома местных, однако люди их не выгоняли, не ругали. Напротив, они никогда не отказывали в помощи тем, кто нуждался больше них, делясь съестным из своих скромных запасов: куртом, баурсаками, табананом.

Матильда Юзефовна со слезами на глазах вспоминала: «Жители Жана — Арки спасли тогда всех высланных от голодной смерти. Низкий им за это поклон! Мы с сестренкой каждый день ходили в поисках работы, и однажды оказались в конторе геологоразведочной партии. Там находились трое мужчин, которые начали расспрашивать нас: откуда мы приехали, и не желает ли наша мама устроиться разнорабочей. Они предложили нам: «Через два дня идет машина на Ктай, который находится в 100 километрах от Жана-Арки. Приходите, и мы вас заберем».

Мы быстро собрали вещи и приехали на Ктай. Это было в 1944 году. Там мы встретили Олю Апатенко, которая работала пекарем. Познакомились с Семеном Владимировичем Апатенко, Федором Максимовичем Шкурат и многими другими хорошими людьми.

B геологоразведочной партии нам дали работу на хоздворе. Мы изготавливали саманные кирпичи, строили, разгружали песок. В общем, помогали всем и везде, где были нужны.

В 1946 году Ктай объединили с Каражалом. Семен Владимирович Апатенко — прораб буровой вышки — взял меня с сестренкой на работу. На Ктае стояли всего три барака, вросшие в землю. В них размещались и общежитие, и столовая, и склады. Света не было, жили с коптилками. Железной дороги тоже не было — все оборудование, продукты привозили машинами, а зимой на лошадях, с 57-го разъезда.

Когда буровые вышки дошли до Западного Каражала (сейчас это шахта и открытый карьер), у подножия сопки начали строить первые дома. Так образовался поселок Берлин, в котором поселились высланные немцы. Позднее начали возводиться  Старый Каражал, Площадка и Новый город. Все это происходило на моих глазах, и в ту пору мы были молоды, счастливы, дружны, легко преодолевали трудности. В 1962 году я устроилась на почту, где и проработала 30 лет».

В 1972 году 43-летняя Матильда Юзефовна овдовела, и самостоятельно воспитала и поставила на ноги шестерых детей. В начале двухтысячных годов она вернулась в Москву – город, в котором прошли ее детство и юность. Благодаря президенту Российской Федерации Владимиру Путину она получила квартиру взамен той, что лишилась в годы Великой Отечественной войны. Но часть своего сердца и души она навсегда оставила в Каражале, где и сегодня живут ее дети, внуки и правнуки, искренне любящие свою родину.

Лина РЕЙНГАРДТ,

студентка II курса КарУ имени академика Е.А.Букетова

 (отделение журналистики).