Стены тоже помнят

На территории области Ұлытау расположено огромное количество исторических памятников. Одни являются свидетелями могущества империи Чингисхана, вторые напрямую связаны с зарождением Казахского ханства. Но есть среди них и относительно «молодые». Это – Степлаг, развалины которого повествует об одной из самых неприглядных страниц нашей истории.

Степлаг, или Особлаг № 4, входящий в систему Главного управления лагерей, был создан на основе Джезказганского лагеря военнопленных № 39. Его управление располагалось в поселке Кенгир. Джезказганский лагерь и комбинат ГУЛАГ НКВД СССР создан весной 1940, его начальником назначен заместитель наркома внутренних дел Казахской ССР Борис Чирков. Первая партия заключенных прибыла тогда же по построенной ими железной дороге от Караганды. В военное время основное внимание уделялось строительству новых шахт и увеличению добычи руды, которую отправляли в Балхаш и на Урал. После войны было начато строительство обогатительной фабрики, ТЭЦ, плотины Кенгирского водохранилища и самого города Джезказгана. Собственные объекты лагеря включали каменные карьеры, кирпичный завод, стройки и ряд других промышленных и сельскохозяйственных производств.
С 8 апреля 1948 начальником лагеря был назначен полковник Александр Чечев, ранее заместитель министра внутренних дел Литовской ССР. В это время лагерь обслуживал Джезказганский медный комбинат Министерства цветной металлургии, заключенные работали на угольных шахтах, в строительстве различных объектов, занимались разработкой залежей марганца. Собственные объекты лагеря включали каменные карьеры, кирпичный завод, стройки и ряд других промышленных и сельскохозяйственных производств.
К октябрю 1949 года в структуру Степлага входили девять отделений. По плану в лагере должны были содержаться 25 тысяч человек. Фактически их численность варьировалась от 21 до 23 тысяч. Лимит наполнения менялся: от 10 000 — 28 февраля 1948 года, 16 000 — 29 июля 1948 года, 23 400 — 12 апреля 1949 года, 28 000 — 11 августа 1949, 19 000 — 17 ноября 1950, 25 000 — 16 июля 1951, в том числе за счёт сокращения лимита Особлага № 7 на 6 тысяч. Совет Министров обязал МВД в апреле -марте 1954 года завезти 3000 заключённых «особого контингента» (осуждённые по 58 статье) и 1000 заключённых общего. В числе наиболее известных осужденных — поэт Юрий Грунин, бывший советский разведчик, инженер, руководитель отдела пропаганды вовремя Кенгирского восстания Юрий Кнопмус (расстрелян), актриса Татьяна Окуневская, писатель, драматург, эссеист-публицист, поэт, общественный и политический деятель Александр Солженицын, учёный, биофизик, философ, поэт и художник Александр Чижевский, генетик Владимир Эфроимсон.
Более половины имели сроки от 15 до 25 лет. 18 180 человек были осуждены за измену Родине, шпионаж, терроризм, повстанчество и политбандитизм.


В Степлаге содержались представители 34 национальностей. Ученые обращают внимание на тот факт, что из 20 698 человек 9596 составляли украинцы и 2690 литовцы. Значительная их часть была осуждена за участие в так называемом повстанческом националистическом движении в Украине и Литве в военные и послевоенные годы, носившем антисоветский характер.
В графе «прочие» значились 167 заключенных, что составляло 0,81% от общего числа. Среди них были американка Норма Шикман, венгр Ференц Варкони, знаменитый хирург, испанец Хулиан Фустер. Вот как описывал Кенгирское лаготделение Степлага тех лет А. Е. Фельдман: «В лагере были почти все национальности, украинцы, белорусы, прибалты, много китайцев, японец, немцы. Весьма основательно были представлены страны народной демократии. Было много священников, но особенно много было сектантов разного толка. Лагерь выработал свой собственный, необычный язык. Западные украинцы, которых было в лагере после войны большинство, пользуясь тем, что их понимали, не говорили по-русски, а только по-украински. Иностранцы и жители Средней Азии, совсем не знавшие русского языка, постепенно обучались украинскому, считая его русским. В общем, большинство заключённых говорило на дикой смеси разных языков и наречий, которую они и принимали за русский».
Степлаг стал местом крупнейшего в истории ГУЛАГ восстания. Речь идет о знаменитом Кенгирском восстании заключенных, произошедшем 18 мая 1954 года. Предпосылок для бунта было множество. Причиной послужила жестокость охраны. В результате на 40 дней лагерь оказался в руках заключенных. 24 июня по указанию министра внутренних дел СССР в лагерь ввели войска. Операция по подавлению бунта началась 26 июня 1954 года в 3 часа 30 минут. В ход пошла военная сила, включая танки Т-34, которые стреляли по людям и баракам, давили гусеницами всех, кто попадался на пути. Согласно данным, в результате операции погибли более 600 тысяч человек. Семь руководителей восстания были приговорены к расстрелу, но установлено, что смертный приговор был приведён в исполнение в отношении двоих.
В 1956 году (по другим данным – 1958 год) Степлаг был ликвидирован, но его узники остались на принудительном поселении и должны были регулярно отмечаться в милиции. Подразделения были переданы Управлению исправительно-трудовых лагерей и колоний (УИТЛК) МВД Казахской ССР.
… От тех бараков практически ничего не осталось. А вот здания Домов офицеров существуют и поныне. Роль и назначение таких объектов очень велика в просветительском, воспитательном значении. Они являются хранителями народной памяти о страшных годах нашей истории, а также силы и духа человека. История Степного лагеря требует подробного изучения, а его результаты должны быть доступными широким кругам общественности.

Асель КУРБАЛОСОВА