Берегись автомобиля

Запах горелой резины, бензина, струйка дыма из-под капота говорят не только о поломке, но, и возможно, о воспламенении. Также сигналы водителей встречных машин могут быть сообщением о незамеченной опасности. Статистика показывает, что лишь в одном случае из ста возгорание авто происходит в результате аварии, при повреждении бензобака или топливной системы. Во всех остальных случаях пожар начинается из-за нарушения простых правил безопасности, халатного отношения к системы электрооборудования и питания, а также неквалифицированного вмешательства в нее. Не меньше несчастных случаев возникает в результате пролития бензина: иногда достаточно уронить гаечный ключ, чтобы от искры вспыхнула лужа горючего.

По наблюдениям огнеборцев, в иные дни вдруг особенно часто начинают гореть иномарки.  Одни списывают это на их неприспособленность к нашим ухабам, при поездке по которым разбалтываются топливная система и электрическая часть авто, вторые считают, что виноваты различные добавки и присадки, которые повышают октановое число топлива.

Есть еще одно объяснение – поджоги.  Синтетические материалы, которыми буквально набит автомобиль, выдерживают температуру до определенного предела, а потом вспыхивают, и тушить их очень сложно. Но и до того, как начался пожар в салоне, человек может находиться в загоревшемся автомобиле дольше полутора минут – это средние данные.

Поэтому при первых признаках огня машину надо остановить, вынуть ключ зажигания и поставить на ручной тормоз. Если дым идет из-под капота, открывать его следует с осторожностью — из-за притока кислорода возможна резкая вспышка пламени. Кстати, пожар при движении начинается именно под капотом, хотя известны случаи, когда происходит возгорание сиденья салона от окурка.

Тушить огонь надо, направив струю пены или газа огнетушителя (который обязателен и в салоне, и в гараже) на очаг горения и маневрируя по всей площади пожара. Еще один способ – гасить фронт огня, наступая на него, постепенно отвоевывая пространство. Разумеется, эффективнее всего использование несколько огнетушителей, а также комбинация обычных средств пожаротушения: песка, брезента, снега, воды и т.п. То есть, если есть возможность, пламя надо, в общем-то, заливать – очень важна интенсивность тушения. Не забывайте при этом о личной безопасности – руки могут быть в бензине, одежда пропитана его парами, так что несложно представить, какими могут быть последствия.
Правилами пожарной безопасности запрещается ставить в гараж машину, у которой подтекает топливо, а также неисправна система электрооборудования.
И для гаража введены ограничения. Запрещается хранение в помещении предметов домашнего обихода, бензина (более 20 литров), смазочных материалов (более 5 килограммов); проведение окраски автомобиля, ремонтных работ с применением огня и электросварки; пользование факелом для подогрева двигателя; промывка деталей керосином, бензином и т.д.; слив отработанных нефтепродуктов в канализацию или на территории гаража.
Существует опасность и при подзарядке аккумуляторной батареи, так как в это время выделяется свободный водород. С воздухом он образует смесь, способную взорваться от малейшей искры. Поэтому во время подзарядки нельзя пользоваться открытыми источниками огня, в том числе спичками, а сам аккумулятор надежней закреплять к клеммам, чтобы не проскочила искра.

Наконец, еще одно напоминание. В Правилах дорожного движения не говорится, что заправляться надо только при выключенном двигателе. Но об этом знает каждый водитель: опытные инструкторы никогда не забывают объяснить перед получением водительских прав, что соединение в одном аппарате бензина и электропроводки должно делать человека, сидящего внутри такого аппарата, очень внимательным.

Гульсара ДЮСЕМБАЕВА, 

главный специалист ОЧС г. Каражал, подполковник гражданской защиты.