Так завещали предки

«Золотой век» казахского ханства пришелся на царствование Тауке (хан Казахского ханства с 1680 года, сын Салкам-Жангира, внук Есим-хана). Дальновидный политик и грамотный дипломат, он сделал ставку на степную аристократию, представленную институтом биев. И тут необходимо напомнить, что наибольшим почетом, влиянием и уважением пользовались Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Как отмечают исследователи, существуют две версии создания «Жеті жарғы». По первой «Семь установлений» Тауке хана были разработаны при их участии.
По другой, в процессе были задействованы семь биев, которые основывались на законодательном документе Касым хана. На тот момент Казахское ханство переживало непростые времена. Наши плодородные земли вызывали интерес у соседних государств. Кроме того, общество было разобщено междоусобицами. В такой ситуации сложно было консолидировать силы, чтобы уберечься от внешнего врага. Политика правителя, а именно принятие «Жеті жарғы», значительно ослабила внутренние распри. Не случайно к основным достижениям Тауке-хана относят объединение родов и жузов казахов, прекращение междоусобиц, укрепление Казахского ханства в борьбе с врагами и сохранение его целостности.
Свод законов обычного права состоял из семи разделов. Во главу угла были поставлены земельные вопросы. «Жер дауы» регламентировал решение споров о пастбищах и водопоях, которые то и дело вспыхивали между кочевыми родами. Семейно-брачный закон устанавливал порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи. В Военном законе определялась воинская повинность, формирование подразделений и выборы военачальников. Сюда же входило Положение о судебном процессе. Имущественные и личные права вдов и сирот, а также вопросы обязательств по отношении к ним общины и родственников умершего были закреплены в «Жесір дауы» («Споры из-за вдовы» или Закон о вдовах). Основное место отводилось уголовно-правовым нормам. Преступление неизменно влекло за собой наказание. Этому были посвящены два раздела. Первый предусматривал ответственность за различные виды преступления. Убийство и нанесение тяжких телесных повреждений рассматривалось в отдельном порядке.
Русский этнограф Алексей Левшин составил записи казахского свода норм обычного права:
«- Первое место в нем занимает закон возмездия: за кровь метить кровью, за увечье таким же увечьем.
— За воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние казнить смертью.
— Богохульника, изобличенного семью свидетелями, должно убивать каменьями.
— Сына, осмелившегося злословить или бить отца или мать свою, сажают на черную корову, лицом к хвосту, с навязанным на шею старым войлоком; корову сию водят вокруг аулов и сидящего на ней бьют плетью, а дочь связывается и предается матери для наказания по ее произволу».
Приговоренных к смерти вешали на горбе верблюда. И тут сразу вспоминается жесткая казнь бедняка Кодара и его невестки Камки, якобы уличенных в прелюбодеянии. Событие, описанное в романе-эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая», наглядно демонстрирует жестокость степных законов. Жатаки практически находились вне их юрисдикции. Не говоря уже о тех, кто вообще не имел никаких прав.
«Над рабами владельцы имеют неограниченное право жизни и смерти. Жалоба раба на господина нигде не приемлется», — писал А. Левшин.
Самым распространенным видом наказания был құн – выкуп. С согласия истцов даже убийца мог сохранить себе жизнь. Размер компенсации существенно разнился. За убийство человека штраф составлял 1 000 голов скота, за девушку или женщину — в два раз меньше. Джигиты, готовые в любой момент сесть в седло, чтобы отправиться на войну, ценились дороже.
«Кто убьет султана или ходжу, тот платит родственникам убитого кун за семь человек. Обида султана или ходжи словами наказывается пенею в 9 скотин; а за побои 27 скотин», — говорится в записках этнографа.
— Впоследствии Казахстан вошел в состав Российской империи. Хотелось бы отметить, что первые зачатки конституции были сформированы в начале XX века. Не всем известно имя Барлыбека Сыртанова, который в 1911 году под руководством лидера движения «Алаш» Алихана Бокейханова написал основные положения Устава казахского народа.
Это было время стремления к самоопределению и независимости. Как и во все времена, земельный вопрос был краеугольным камнем. «Земля — это Родина, а Родина не подлежит ни продаже, ни передаче в частную собственность. И все ее богатства должны служить на благо казахского государства», считали участники национально-освободительного движения. Первый проект конституции Казахского государства состоял из преамбулы и четырех разделов — о самостоятельной республике, человеке, земле и суде. В документе говорилось об историческом прошлом казахского народа, история которого уходит в глубь веков. Авторы мечтали наделить граждан самостоятельной республики правом на равноправную и свободную жизнь вне зависимости от происхождения, вероисповедания, пола и партийной принадлежности. Иными словами, в Уставе поднимался вопрос толерантности и бережного отношения к к представителям разных этносов казахского народа и его представителей.
Говоря об историческиз вехах главного закона, нельзня не отметить советский период. Первая Конституция Казахстана в окончательной редакции была принята 18 февраля 1926 года. Она закрепляла форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов власти. Наша, на тот момент автономная республика, признавалась равноправной в составе РСФСР.
1937 год. На Х Всеказахском съезде Советов, состоявшемся 26 марта, была принята теперь уже Конституция КазССР, в которой прописывалось, что вне пределов ст. 14 Конституции СССР Казахская ССР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. В ней также закреплялась неизменность территории без согласия республики, устанавливалась система органов суда и прокуратуры, определялись основные права и обязанности граждан: на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, охрану здоровья.
Согласно основного закона 1978 года вся власть принадлежала народу, который классово подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Основной экономической системы объявлялась государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций.
Конституция независимого Казахстана содержит все положительные преобразования. За короткий промежуток времени (в разрезе истории человечества) наша страна достигла значительного прогресса в экономической и социальной сферах, став примером для соседних государств. И на протяжении всего процесса эволюции ее высшими ценностями были и остаются человек, его жизнь, права и свободы.

Асель КУРБАЛОСОВА